Хочешь судиться с властью? Подумай еще раз!
Новый закон грозит тем, кто решится обжаловать действия госорганов, немалыми расходами
15 сентября тихо вступил в силу новый Кодекс административного судопроизводства (КАС), который описывает, как должны протекать в суде споры граждан с государством. Юристы видят в этом, с одной стороны, движение вперед – до сих пор такие споры не имели досконального правового регулирования. Но с другой стороны, есть опасение, что государство может создать новые препоны тем, кто заставляет его работать в интересах граждан.
Может показаться, что обжалование действия или бездействия органов государственной власти, постановлений, нормативных актов и т. п. в суде – сфера судопроизводства, которая мало касается простых людей. Но помимо нарушений на выборах, градозащитной и правозащитной деятельности, в данную категорию попадают и обжалование решений призывных комиссий, и решений по инвалидности МСЭК, и недобровольные госпитализации, и разнообразные нарушения соцобеспечения – например, незаконное лишение надбавок к пенсиям. Даже иск к муниципалам о том, что они плохо проложили дорожку или незаконно вырубили деревья, должен рассматриваться в рамках КАС.
«Появилась единая система норм судопроизводства по делам, вытекающим из властных правоотношений, – считает юрист НИЦ «Мемориал» Леонид Лемберик. – В частности, должны появиться судьи, профессионально разбирающиеся в этой сфере права, можно ожидать, что начнут соблюдаться сроки рассмотрения. Но надо понимать, что в путинской России нет независимого суда. Мы имеем много примеров, когда прекрасные законы извращаются до их противоположности. Например, по закону адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля по делам, где он работал адвокатом. У нас же адвоката вызывают для допроса в качестве свидетеля, он отказывается давать показания, но из-за самого факта допроса его признают свидетелем и... лишают возможности работать адвокатом по данному делу!»
Угрожать рублем
По оценке юриста «Команды 29» Никиты Анферова, 70% норм КАС дублируют то, что раньше было в Гражданском процессуальном кодексе. Но есть и нововведения.
Во-первых, вместо безликих «заявителя», который жаловался на власть, и «заинтересованного лица» от власти стороны будут теперь называться «административный истец» и «административный ответчик». То есть в суде они будут спорить не об отвлеченных понятиях, а именно потому, что ответчик нарушил права истца.
Во-вторых, представителями сторон в суде теперь могут выступать только лица с высшим юридическим образованием. «Непрофессионализм при защите своих прав может затягивать процесс и раздражать судей, – поясняет Никита Анферов. – Но такая норма помешает многим неравнодушным людям применять свои знания в суде».
Часто активисты без юридического образования разбираются в своей теме (например, градозащитной и правозащитной) лучше любого адвоката и даже судьи. Кроме того, многие активные люди, вовсе не правозащитники, на своем опыте научились грамотно защищать свои интересы в суде и стали помогать людям с аналогичными проблемами. Они отстаивали пенсию соседа, добивались возвращения незаконно отнятых льгот и т. п. Теперь истцам придется обращаться к профессиональным адвокатам, что стоит немалых денег, а значит, приведет к снижению количества таких исков.
Далее, из требования к представителю иметь юридическое образование следует еще один неприятный вывод. Он связан с оплатой судебных расходов. Проигравшая сторона и до вступления в силу кодекса обязана была возмещать расходы победившей. Но раньше представителем в суде мог быть любой сотрудник госоргана, чьи действия оспариваются. Теперь туда должен прийти юрист. А значит, если у организации-ответчика нет штатного юриста или «он в этот день занят», то им придется нанимать стороннего юриста и нести немалые расходы. И если истец проиграет дело, он не только уйдет из суда несолоно хлебавши, но должен будет компенсировать затраты ненавистного ему госоргана. Это еще один фактор, из-за которого граждане реже будут пытаться обжаловать действия властей.
Закон о принятии КАС имеет обратную силу, поэтому даже в делах, которые были заведены раньше 15 сентября, представители должны предъявлять дипломы о высшем юридическом образовании.
Ложка меда
Норма, которую теоретически можно считать положительной, теперь позволяет суду принимать меры предварительной защиты истца. Например, если Иван Иванович считает, что ему незаконно сняли надбавку к пенсии, и обратился по этому поводу в суд, последний может постановить, чтобы до вынесения решения надбавку Ивану Ивановичу платили по-старому. Но если Иван Иванович суд проиграет, то он вынужден будет выплатить все деньги, «незаконно» полученные им, пока шел процесс. Единственное, чем можно ободрить Ивана Ивановича, – нынешние суды вряд ли будут принимать меры предварительной защиты.
Как ни странно, положительным можно считать увеличение сроков рассмотрения дел. На оспаривание действия или бездействия органов власти теперь отводится не десять дней, как раньше, а месяц. Десятидневный срок соблюдался крайне редко, из-за чего суды позволяли себе затягивать дела на совсем неприличное время: все равно нарушили, чего уж там! Месяц – время для рассмотрения вполне реальное, и есть надежда, что суды будут стараться в него уложиться. При этом для дел, где время имеет решающее значение – по избирательному праву, оспариванию запретов на проведение массовых акций, – срок остается прежним: десять дней.
Есть позитив и в том, что теперь предусмотрена возможность восстановить сроки судебного обжалования, если истец ранее обращался в вышестоящий госорган. Раньше, когда вам отказывала районная прокуратура, у вас было три месяца на то, чтобы обжаловать это в суде. Если же прежде чем идти в суд вы обращались в Городскую прокуратуру, три месяца пролетали незаметно. По новому КАС вы имеете право восстановить или продлить срок обжалования на то время, пока до вас шел ответ второй инстанции.
Рифы и мели
Новый КАС вносит существенные изменения и в сам судебный процесс. Например, вы обжалуете акт, принятый госорганом. Раньше доказывать, что акт необходим, должен был сам госорган. Теперь этой обязанности у него нет – вы сами должны будете доказывать, что ваши права нарушены, и в чем именно. Если учесть, что новый КАС позволяет суду прерывать выступления участника процесса, когда судье покажется, что выступление «не имеет отношения к делу» (еще одна новелла) – то административным истцам без судейского опыта будет сложно донести и отстоять свою позицию.
Изменились и правила ведения протокола. Теперь живого секретаря заменит диктофон – будет вестись аудиозапись суда, что теоретически должно свести к минимуму искажения или лакуны в протоколе.
Но есть и подозрительный момент. По КАС, после окончания заседания у суда будет от одного до трех дней, чтобы перевести аудиозапись в письменную форму и получить подпись судьи. Раньше у сторон после подписания протокола было пять дней на то, чтобы ознакомиться с ним и внести свои возражения. В КАС этот срок сокращен до трех дней.
Теперь следите за руками! Истец обращается в суд с просьбой ознакомиться с делом, но ему устно отвечают, что протокол «еще не подписан». Так продолжается три дня – которые по закону имеет судья на подписание. А когда они истекают и участник процесса наконец знакомится с делом, он узнает, что протокол был подписан... в первый же день после заседания и срок обжалования уже истек! Доказать, что вам устно врали, будто протокол еще не готов и не подписан, практически невозможно – соответственно, в нем может быть написано что угодно. И если раньше у истца были два гарантированных дня между подписанием и истечением срока, то теперь их нет.
«Пока непонятно, как все это будет работать на практике, – поясняет Никита Анферов. – Но можно прогнозировать, что количество дел по обжалованию действий госорганов уменьшится, в первую очередь по описанным финансовым мотивам. Хотя и до вступления в силу КАС суды чаще опирались на точку зрения госорганов, а не заявителей. Оснований полагать, что эта практика изменится, нет».