Лубочные хроники "маленькой победоносной войны"
Лубочные картинки, открытки и карикатуры: на выставке в Государственном музее политической истории представили коллекцию устаревших по форме, но не по содержанию инструментов информационной войны.
Выставка «Пропагандистская дуэль в годы Русско-японской войны 1904–1905 гг.» открылась 5 июля. На ней представлены экспонаты, рассказывающие о том, как Россия боролась за умы сограждан 110 лет назад, в самый разгар войны с Японией.
Здесь можно увидеть орудия информационной войны «дуэлянтов» – Российской империи и Японии. Автор экспозиции, старший научный сотрудник музея Андрей Мисько рассказывает об информационной кампании Страны восходящего солнца: «Японское видение войны отражает проблему самоидентификации островного государства того времени: только к концу XIX века в Японии окончилась реставрация.
В пропаганде 1904–1905 годов страна старалась показать себя защитницей от русских варваров, называла войну борьбой конституционной империи против абсолютной империи. Уже тогда Япония вступала на милитаристский путь, выраженный девизом «Восемь углов под одной крышей». Ответ на эту амбициозную и опасную политику Япония получила спустя 40 лет: гром пушек под стенами Порт-Артура отозвался громом разрушения Хиросимы и Нагасаки».
Расширяют представление о борьбе за общественное мнение того времени образцы информационной войны – британские, французские и немецкие открытки и журналы. Порой достаточно одного взгляда, чтобы понять, какой позиции придерживалась та или иная страна в конфликте на Дальнем Востоке. В США и государствах Европы исторически сложился образ Российской империи как страны, враждебной либеральным ценностям, страны кнута, погрома и казненных революционеров. Эти государства оставались на стороне Японии.
«Несмотря на то что японцы считались нацией коварных латентно-агрессивных язычников, в США и Европе (особенно в Великобритании и Германии) они пользовались симпатией, хоть и настороженной, – поясняет эксперт. – Россия же представляла собой угрозу. Англия боялась за свои владения в Тихом океане – земли Австралии, США болезненно воспринимали российскую экспансию на Дальний Восток. Поэтому американская и европейская пропаганда была очень злобной в отношении России: она хищный и глупый оскаленный медведь, нападающий на хрупкую гейшу».
Французская печать выдерживала корректный союзнический тон. Франция, в отличие от США и остальных стран Европы, была недовольна действиями Японии, но вместе с тем критиковала и действия России, оставаясь объективной.
«Франция часто критиковала Россию, – рассказывает автор. – Было много злобных карикатур на царя. Кроме того, французская пропаганда оценивала войну в целом, ее итоги. Следует отметить, что после войны страны Европы выражали сочувствие России».
Россия потерпела полное поражение и на полях сражений, и в информационной войне. Официальная пропаганда была примитивной и неубедительной, она не смогла вызвать патриотический подъем в российском обществе.
«В начале войны в русской пропаганде были бодрые, даже шапкозакидательские мотивы, – рассказывает Андрей Мисько. – Россия – это огромный, гигантоподобный мужик, засовывающий Японию в карман или за пояс, а японцы, словно тараканы, разбегаются в ужасе. Но нарастающий в общественности шок от поражений в войне, от бессмысленных потерь ставит под удар информационную кампанию. Пропаганда пыталась замолчать отечественные неудачи, выдумывала японские потери, но превратить поражение в победу невозможно, и в итоге официальная пропаганда стушевалась. К официальным карикатурам, открыткам, лубкам или относились скептически, или им не верили вовсе. Они не вызывали ни ненависти к противнику, ни желания бороться. К тому же талантливые художники не принимали участия в официальной пропаганде, отчего она была примитивной и непрофессиональной».
Война показала неспособность правящей элиты руководить военными действиями и страной в целом. Поражение в Русско-японском и информационном сражениях опрокинуло самосознание русского народа и стало основанием революции 1905 года, а впоследствии падения монархического режима страны.
«Информационная война никогда не исчезнет, меняются лишь приемы, – делает вывод эксперт. – На сегодняшний момент лубки ушли в прошлое, а карикатуры очень редки. Для пропаганды используется манипулирование информацией, воздействие на зрителя с помощью телевизионной картинки и интернета».
Выставка проходит в Государственном музее политической истории России с 5 июля по 11 сентября.