Куда переселить верблюдов?
У Петербурга еще есть возможность выбрать место для нового зоопарка по уму
Зоопарка в Юнтолово не будет, это уже точно. При этом и городские власти, и петербуржцы, и работники самого Ленинградского зоопарка согласны, что новый зоопарк нужен: в старом животным плохо и тесно. Вот только где он нужен? И как выбрать место, чтобы не поднимать новую волну народного возмущения?
В качестве альтернативы рассматриваются три участка: Ржевский лесопарк, лес в Юкках и лесок в Солнечном. На заседании рабочей группы по выбору места для зоопарка в Комитете по инвестициям решения принято не было — работа, судя по всему, предстоит долгая.
«Организовано электронное голосование, чтобы определить предпочтения жителей, — рассказывает Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ. — Но кто-то устроил электронный вброс голосов за Юкки, и результаты аннулировали. Интересно, что кто-то организовал накрутку — значит, идет подковерная борьба заинтересованных лиц, возможно земельных спекулянтов».
Чтобы определить, какое из предложенных мест лучше других подходит под зоопарк (если хоть одно подходит), ЭКОМ организовал экскурсию по этим точкам в рамках проекта «Публичная экспертиза».
На карте можно посмотреть все три варианта размещения зоопарка.
За Ржевку будут стоять насмерть
Ржевский лесопарк — на первый взгляд, самая привлекательная территория. Сюда довольно легко добраться и посетителям, и работникам зоопарка, особенно есть усилить трамвайное сообщение от метро. Рядом проходит кольцевая. Лесотехнический университет, которому принадлежит территория, вроде согласен поделиться собственностью с зоопарком. Относительно недорого будет стоить инженерная инфраструктура: около 1,5 млрд руб. (в Юкках и Солнечном вода, электричество и канализация обойдутся примерно в два раза дороже).
А теперь перейдем к «но».
Начнем с того, что участок леса, на котором предполагается строительство зоопарка, разделен железной дорогой: около 100 га находится на территории Петербурга и еще примерно 500 — в Ленобласти, между железкой и КАД. При этом зоопарку необходимо от 100 до 200 га. Хотя в Юнтолово планировалось 86 га.
С точки зрения логистики интересна та часть, что находится в Петербурге. Но если всю ее займет собственно зоопарк, не будет места для сопутствующей инфраструктуры. А за железную дорогу труднее добраться. Строить же с двух сторон от железной дороги одновременно — решение смелое, но вряд ли разумное и уж точно очень дорогое.
Не торопится расставаться с Ржевским и Ленобласть — лесопарк находится в списке планируемых особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения. Хотя при желании можно установить такой режим охраны, чтобы в ООПТ и зоопарк поместился.
Наконец, категорически против зоопарка окрестные жители. Ржевский лесопарк — это и «легкие», и место для отдыха. Раздолье для лыжников и велосипедистов, особенно если учитывать, что в Ржевском лесопарке есть проход под КАД, позволяющий спортсменам добираться хоть до Всеволожска.
«Это троянский конь, никакой конкретики, — возмущен защитник Ржевского лесопарка Валерий Заславский. — Вроде собираются вырезать 100–200 га, но где именно, непонятно. Практика показывает: закончится это тем, что весь лес сведут, понастроят коттеджей и торговых центров, а зоопарк в итоге так и не появится. Местные жители готовы рассмотреть проект зоопарка за железной дорогой, но это должно быть конкретное предложение по территории, которое гарантирует сохранность остальной части лесопарка».
«Ржевский — конечно, не девственный лес, но очень ценный», — считает географ Андрей Резников. По его подсчетам средний возраст сосны здесь 75 лет.
Древние Юкки
Юкковский лес находится в распадке между застроенных холмов юкковской гряды. Это в основном еловый лес площадью около 700 га; из них Комитет по инвестициям предполагает отдать под зоопарк 500 га.
«Это ценный в природном отношении старовозрастной лес, таких мало осталось, — рассказал Андрей Резников. — Он дает нам представление о том, как пятьсот лет назад выглядели окрестности Петербурга». Бурение показало, что возраст населяющих лес елей — более ста лет (длины бура не хватило для более точного исследования).
Юкковский лес относится к защитным лесам на территории Ленобласти. Здесь так же, как в Ржевском, планируется создать ООПТ. Насколько заинтересована будет область в том, чтобы устроить вместо этого зоопарк, неизвестно.
«Я против всех лесных точек, — заявила Наталья Гергилевич, президент МОО «Зоологическое общество», которая во время публичной экспертизы представляла Ленинградский зоопарк. — Не хочется ликвидировать ценные леса. Нам предлагали территорию в Юкках, где были поля, но то предложение ни во что в итоге не вылилось».
«Леса в Ленобласти в федеральной собственности, а сельхозугодья — в частной, — пояснил Карпов. — Поэтому чиновники предпочитают выбирать под зоопарк леса: с федералами проще договориться, чем с частниками. Хотя выкуп земли у частного собственника обернется меньшими издержками, чем уничтожение лесов».
Юкки хуже других точек и по транспортной доступности: появления здесь метро может не дождаться никто из ныне живущих. Чтобы организовать доступ к зоопарку в Юкках, придется прокладывать новые дороги, возможно трамвайные линии. Недешево обойдется и подведение воды, которой зоопарку требуется много. Канализации здесь нет, поэтому придется строить собственные очистные полного цикла.
Просветление в Солнечном
Территория в Курортном районе неподалеку от Солнечного внушила членам экспедиции больше оптимизма, чем две другие. Участок площадью 150 га, предложенный Комитетом по инвестициям, находится между Приморским и Зеленогорским шоссе.
Для прогулок это не лучшее место: мало того, что земля перекопана воронками от взрывов, участники «Публичной экспертизы» постоянно спотыкались о торчащие из травы древние куски проволоки. «Здесь была финская деревня, уничтоженная при наступлении советских войск в 1944 году, — рассказал Андрей Резников. — На ее месте вырос лесок, который большой ценности не представляет».
С точки зрения транспортной доступности зоопарк в Солнечном лучше, чем в Юкках: рядом и ЗСД, и железная дорога. Но путь от ближайшего метро неблизкий — минут сорок. Если зоопарк в Солнечном будет международного уровня, то сюда приезжали бы на два-три дня из других городов. Планируемая рядом зона деловой застройки позволила бы создать сеть мини-гостиниц.
Инженерные коммуникации для Солнечного дороже, чем для Ржевки, примерно столько же, сколько в Юкках.
Просторы Морской
Последней точкой, которую посетила «Публичная экспертиза», стал лес в районе железнодорожной станции Морская. Расположить здесь зоопарк собирались еще в 70-е, но потом от идеи почему-то отказались.
«Вообще выбор точек производился довольно странно, — поясняет Александр Карпов. — Комитет по инвестициям разослал запросы в органы власти и в районы, а потом стал рассматривать только те предложения, которые они прислали».
Между тем территория в районе Морской могла бы стать идеальным местом для зоопарка: лес здесь, по словам Резникова, не очень ценный, так как по сути это заросшие сельхозугодья; рядом проходит малоиспользуемая ветка электрички; сюда можно добраться с пяти станций метро, а в скором времени поблизости собираются построить еще одну — станцию «Лахта». Если верить генплану, здесь должно появиться несколько новых дорог и развязок. Немаловажное преимущество этой земли — здесь практически никто не живет, лес не используется для рекреации, а значит, не ожидается протестов местных жителей.
«Ограничиваться тремя предложенными точками неправильно, — полагает Карпов. — Наша задача — убедить Комитет по инвестициям посмотреть на проблему шире. Нужно объявить конкурс на создание мастер-плана, который будет включать как исследование на предмет выбора наилучшей территории, так и детальную проработку концепции зоопарка. А потом, используя этот мастер-план, делать выбор — возможно, с привлечением горожан».
Участники экспертизы согласились с тем, что было ошибкой не рассматривать ни одной территории на юге города. По словам Натальи Гергилевич, в зоопарке мечтали о районе Пушкина или Павловска. Не рассматривались и обширные поля неподалеку от Красного Села — это заставило бы проложить туда широкую дорогу.