Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Соли нав муборак!

16 января 2014 19:01 / Общество

Волонтеры уже два года преподают русский язык и петербургскую культуру детям мигрантов.

«Соли нав муборак», — написал на доске двенадцатилетний Мухаммад из Таджикистана. «Янги йил муборак булсин», — добавил рядом Ислам на узбекском. Это было последнее задание на последнем в ушедшем году занятии: написать «С Новым годом!» на родных языках.

Ёл

«Люди украшают свои дома и, как правило, в угол комнаты ставят ёл», — читает один из учеников. «Надо говорить «ель”», — поправляет Маргарита Голубева — студентка филфака СПбГУ, преподающая русский в Библиотеке национальных литератур на Гороховой. Дети тут же подхватывают веселое слово «ёл» и начинают перепевать его на разные лады. Действительно, почему «ель», если «ёлка»? Ёлку-то они хорошо знают.

Прочитать вслух, потом пересказать своими словами полустраничный рассказик о новогоднем празднике. Ребята справляются вполне себе хорошо: один — влет, другой — тщательно обдумывая каждое слово, но почти без ошибок.

Делятся на две команды и придумывают ассоциации к Новому году. Гости, шампанское, торт, подарки, «еды накупить». Неожиданно — «президент Путин».

Задание на дом — написать, как вы празднуете Новый год. 45 минут пролетели незаметно.

Маргарита пришла в проект, как и большинство его участников, из «Наблюдателей Петербурга».

«После выборов иллюзии поисчезали, захотелось каких-то конкретных действий, — рассказывает учительница. — А здесь — для настоящих детей, настоящие уроки… И еще мне было это нужно — чтобы в какой-то мере не дать развиться своей ксенофобии. Поскольку я смотрела на себя и понимала, что, например, к узбекам-продавцам — я к ним отношусь несколько по-другому, не то чтобы свысока… но мне перестало нравиться, как я их воспринимаю. Работа здесь многое изменила».

К сожалению, прогресс у учеников удается заметить не всегда — многие приходят лишь на несколько занятий. Но те, кто остается подольше, неизменно радуют.

«Была девочка Соджида, пришла в феврале или марте прошлого года, — вспоминает Маргарита. — Она почти не говорила, но работала очень старательно, все честно выполняла. Летом удивила меня: одно скучное упражнение сделала даже в нескольких вариантах. Ходила почти все лето, заговорила. Не то чтобы идеально — но теперь говорит, не стесняется; осенью пошла в школу, и у нее все получается. Как-то раз пришла рассказать, как у нее дела. Рада, что может учиться».

Культурная столица

Региональная общественная организация «Дети Петербурга» — волонтерский проект. Дети учатся бесплатно, учителя не получают за работу ни копейки, площадки предоставляют помещения также безвозмездно. Расходы — разве что на покупку карандашей, цветной бумаги, чернил для принтера и книжек да оплату хостинга сайта.

— Идея появилась на избирательном участке, на президентских выборах 4 марта 2012 года, — рассказывает один из основателей организации Даниил Любаров. — Мы сидели на участке, беседовали о разном, в том числе коснулись такой проблемы: если дети приходят в школу, не зная языка, — это создает много разных проблем. Вот и подумали — почему бы не организовать волонтерские занятия с детьми, у которых русский язык не родной. Что мы в итоге и воплотили в жизнь.

По словам Даниила, найти площадки, готовые бесплатно предоставлять помещение, не так уж сложно, хотя, конечно, все требует времени и старания. Это библиотеки, общественные организации, некоторые школы. Их число меняется, но в среднем всегда работает от пяти до десяти таких площадок.

Поначалу главной задачей было заинтересовать самих детей мигрантов или их родителей. Сначала волонтеры развешивали объявления на улице, на рынках, рядом с общежитиями. Потом помогла газета для выходцев из Средней Азии «Туран». И наконец, заработало сарафанное радио.

За полтора года в проекте участвовало около двухсот детей. Своей задачей волонтеры видят не только научить их русскому, но и помочь устроиться в школу. А также приобщить к культурной жизни Петербурга.

"Оказалось, что многие дети уже несколько лет живут в городе, а до сих пор не видели Петропавловской крепости, не знают, где находится Медный всадник, — рассказывает Даниил. — Мы организуем экскурсии и просто прогулки, походы в театр. Причем многие театры бесплатно предоставляют нам билеты. Особенно приятно бывает узнать, что некоторые дети, сходив вот так с группой, потом ходят в те же театры с родителями. Издательство «Фордевинд» подарило нам прекрасные путеводители по Петербургу, которые мы раздали детям».

Один из координаторов проекта Екатерина Гликман летом организует футбольные игры. Дети выходят во двор, вместе с местными ребятами делятся на команды и играют. Вот он, путь к интеграции, взаимопониманию и толерантности, на котором не нужно тратить много денег.

«Конечно, в своей работе мы иногда сталкиваемся с бытовой ксенофобией, но подобный фон очень невысокий, — признает Даниил Любаров. — Наоборот, встречаем много людей, которые понимают необходимость нашей работы, чувствуют гуманистический заряд данной инициативы, что очень приятно. Возможно, это связано с особой средой, в которой нам приходится работать, — преимущественно сотрудники библиотек, интеллигенция. Основной негатив, который мы слышим, остается лишь в интернете».

«Дети Петербурга» готовы передать свой опыт дальше. Из других городов нередко интересуются тем, как работает организация, но пока об открытии похожих проектов петербуржцы не слышали. Значит, наш город все еще не потерял право называться культурной столицей. 

   Для тех, кто хочет помочь, присоединиться, отправить своего ребенка учиться русскому языку в организации «Дети Петербурга»: http://detipeterburga.ru, тел. 8-921-093-88-19 (Даниил Любаров).