Cледующий акт вагановского балета
Почти неделю в Вагановке работает комиссия Министерства культуры, которая проверяет финансово— хозяйственную и педагогическую работу. Преподаватели академии выдвигают своих кандидатов на предстоящие выборы ректора, а из окружения исполняющего обязанности ректора Николая Цискаридзе в СМИ идет информация о многочисленных нарушениях в работе прежнего руководства.
Академию русского балета имени Вагановой продолжает лихорадить. Но у Министерства культуры есть нужное лекарство от лихорадки — время
Началу проверки финансово— хозяйственной и учебной работы Академии балета предшествовали некоторые заметные события. За несколько дней до этого большая группа преподавателей Вагановки (более ста человек) направила на имя президента РФ письмо с просьбой пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе. А накануне появления в стенах академии министерской комиссии во главе с руководителем департамента науки и образования Минкульта Александрой Аракеловой в телевизионной программе «Дежурная часть», выходящей на 5— м канале, с обвинениями в финансовых нарушениях в адрес прежнего руководства Вагановки выступила Светлана Русинова. Светлана Анатольевна много лет работала в Вагановке как штатный преподаватель, года два назад с нее сняли всю педагогическую нагрузку и предложили остаться как преподавателю-почасовику — сейчас она работает с двумя аспирантами. С телеэкрана госпожа Русинова поведала о финансовых безобразиях, творившихся в Вагановке при ректоре Дорофеевой. Видимо, это и позволило пресс-службе Министерства культуры сообщить СМИ, что проверочная комиссия назначена «в связи с появлением многочисленных материалов в СМИ, где говорится о нарушениях в работе академии, Министерством культуры создана комиссия по проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной, научной и учебной деятельности».
Почему госпожа Русинова выступила с таким сообщением именно сейчас, почему молчала раньше? Этого вопроса тележурналисты 5— го канала ей не задали, а с другой прессой она отказывается общаться. Впрочем, некоторые события наводят на догадки: оказывается, за неделю до выступления на телеэкране Светлану Русинову вызвали телеграммой в Москву, в Министерство культуры. По возвращении из Москвы Светлана Анатольевна публично заговорила о финансовых нарушениях.
По немногочисленным пока сведениям о действиях проверочной комиссии Минкульта, чиновники уже обнаружили некоторые зацепки — например, закончившуюся лицензию медицинского кабинета и отсутствие пожарной лестницы на переходе между Академией балета и театральной библиотекой, которая занимает часть этого же здания. Возмутила проверяющих и ситуация с заключением трудовых договоров с преподавателями: по словам Николая Цискаридзе, большинство договоров были заключены всего на годичный срок, а это, по мнению артиста, дает возможность манипулировать сотрудниками.
Как пояснила «Новой» Вера Дорофеева, бывший ректор Вагановки (сейчас она проходит курс лечения в одной из клиник Военно— медицинской академии), лицензия у медиков академии регулярно заканчивается каждые пять лет и ее надо просто продлевать. Споры вокруг установки пожарной лестницы продолжаются уже много лет: оба соседских учреждения — бюджетные, но одно — федеральное, другое — городское, а служебная лестница — общая, и за чей счет устанавливать пожарную — чиновники разных уровней так и не могут договориться. Годичные договоры с многими преподавателями, по мнению Дорофеевой, — вынужденная мера: выдающиеся педагоги среди тех, кто приходит в академию из балета, — явление крайне редкое, а ставить под угрозу образование детей она не имеет права.
Интрига вокруг продления договоров с работающими сейчас проректорами, похоже, разрешилась: неделю назад все проректоры получили на руки подписанные договоры, в которых указан срок продления — до проведения новых выборов ректора. Получила свой договор и Алтынай Асылмуратова, первый проректор и художественный руководитель Вагановки. Как стало известно «Новой», договоры со всеми проректорами Николай Цискаридзе подписал еще в день своего назначения на должность и.о. ректора. Но на руки экземпляры договоров все получили только две недели спустя — вероятно, окончательное утверждение кандидатур и продление договоров происходило в Минкульте.
Завершилась — по крайней мере, на сегодняшний день — и интрига вокруг привлечения к руководству Вагановкой звезд балета разных поколений. Ульяна Лопаткина, прима Мариинки, продолжит свою артистическую карьеру. А Ирина Колпакова, о роли которой в руководстве Вагановки говорил Владимир Мединский, окончательно расставила все точки над «и» в своих коротких интервью разным СМИ: Ирина Александровна отлично отдает себе отчет и в своем почтенном возрасте (80 лет), и в той интриге, которая закручивается вокруг Академии русского балета. Она откровенно рассказала, что согласиться на должность ректора ее давно уже уговаривал… Валерий Гергиев. Оказывается, по словам Ирины Колпаковой, маэстро уже не один год вынашивал идею поставить на эту должность близкого Мариинскому театру человека.
Впрочем, в этом желании Валерия Гергиева есть, пожалуй, и свой резон. Действительно, звезды балета в должностях преподавателей Вагановки в последнее время не наблюдаются. А громкое имя для будущих артистов — как путеводная звезда, как ориентир в карьере. Недаром нынешние воспитанники Вагановки после смены руководства хоть и огорчались слухами об уходе Алтынай Асылмуратовой с должности худрука, все равно радовались назначению Николая Цискаридзе: он — реальная звезда балета, и диплом об окончании Академии балета с его подписью — большая ценность в глазах будущих артистов.
Но отсутствие звезд балета среди преподавателей в российских хореографических школах — явление повсеместное. И это объективная ситуация: для сделавшего себе громкое имя артиста балета открываются широкие карьерные перспективы по всему миру — и как для танцора, и как для преподавателя, и как для балетмейстера. И дело не только в больших окладах и возможностях, но и в том, что во всем цивилизованном мире договор с любым работником — это святое. Любого артиста, танцора или педагога не могут в один момент, без объяснения причин, взять и выкинуть из школы, из профессии. На сторону уволенного плотной защитной стеной встает закон. А Россия — страна неограниченных возможностей для чиновничьего произвола. И ситуация с Вагановкой это доказала еще раз со всей очевидностью.
Фактически единственное, что может вернуть ситуацию в АРБ в русло здравого смысла и закона, — это выборы ректора. Уже известно, что претендентами на эту должность кроме бывшего премьера Большого театра объявили себя Алексей Фомкин, и. о. проректора по учебно— методической работе, и Юрий Фатеев, и. о. заведующего балетной труппой Мариинки. По сведениям «Новой», есть и еще как минимум два кандидата, один из которых — тоже известный в недавнем прошлом артист балета.
Сейчас, как рассказал «Новой» Алексей Фомкин, ученый совет академии прорабатывает положение о выборах ректора. Чтобы они прошли с соблюдением всех законодательных требований, коллектив Вагановки обратился за поддержкой в комиссию по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Петербурга: комиссия уже разработала проект документа «Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству культуры Российской Федерации».
Но когда и как пройдут эти выборы — до сих пор непонятно. Как сказал на встрече с прессой 15 ноября Владимир Мединский, выборы точно состоятся лишь в следующем году. Понятно, что пауза делается не случайно, а стратегически продуманно и осторожно. Потому что выборы сегодня — это, скорее всего, провал кандидатуры министерства. К тому же, пока комиссия ведет проверку, ни ученому совету, ни проректорам явно будет не до выборов. После Нового года, каникул, подготовки к выпуску страсти улягутся, к Цискаридзе привыкнут или примкнут те, кто сейчас встретил его в штыки. Так что следующий акт вагановского балета явно будет подготовлен куда тщательнее, чем кавалерийский наскок в конце октября.