Эрмитаж: дальше — тишина?
Интрига, которой больше месяца жили две столицы, в один день сдулась, как лопнувший шарик, хотя ситуация так и не прояснилась.
Миновали две даты — 3 и 15 июня, названные президентом РФ как время икс для решения вопроса: будет ли восстановлен в Москве Музей нового западного искусства (ГМНЗИ) и потеряет ли Эрмитаж в результате музейного передела знаменитый третий этаж?
Напомним: скандал разразился после того, как Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительного искусства им. Пушкина, задала Владимиру Путину вопрос: когда же решится вопрос о воссоздании ГМНЗИ?
Если эта идея госпожи Антоновой будет воплощена в жизнь, начнется процесс музейного передела, сравнимый с тем, что устроили большевики в 20 — 30-е годы.
Практически единодушная реакция музейного сообщества на предложение Ирины Антоновой, казалось, решила вопрос. Против музейного передела высказалось подавляющее большинство членов экспертного совета при Министерстве культуры, все директора музеев.
Обсуждение продолжилось в администрации президента РФ. На нем Ирина Александровна продемонстрировала свое отношение к Закону о музейных фондах: «Некоторым кажется, что перемещение картин из Санкт-Петербурга в Москву создаст опасный прецедент и бесконечные поводы к многочисленным разбирательствам в судах в отношениях между странами. Так вот, никакого прецедента не существует. Юристы всегда смогут найти подходящие формулировки».
Также в СМИ не была опубликована «Справка о ГМНЗИ», подготовленная Ириной Антоновой перед встречей в администрации президента. А читать ее очень интересно. Если в публичных выступлениях Ирина Антонова делала упор на восстановление ГМНЗИ как самостоятельного музея, то в этой справке она не скрывает истинных целей затеянного скандала — бывшее собрание ГМНЗИ должно полностью перейти в возглавляемый ею музей. Она обосновывает эти претензии заявлением, что якобы в 1948 году, когда ГМНЗИ ликвидировали, «его коллекции были в срочном порядке переданы в ГМИИ им. А. С. Пушкина (поскольку в свое время, с 1926 по 1929 год, ГМНЗИ уже находился в его составе)». Такого факта в истории не было, о чем в своей книге «История ГМНЗИ» пишет Нина Яворская, исполнявшая обязанности директора этого музея с 1937 по 1948 год. Но Ирину Александровну это не смущает — видимо, она рассчитывала на слабое знание вопроса большинством участников встречи в администрации президента.
Рассказывая в «Справке» о разделе собрания ГМНЗИ, Ирина Антонова говорит о переданных в Эрмитаж картинах так, будто они были отобраны именно у ГМИИ им. Пушкина: «...из ошеломительного собрания живописного наследия Пабло Пикассо — сорока четырех полотен — в ГМИИ осталось только одиннадцать, из пятидесяти одной картины Анри Матисса — шестнадцать…» И так далее.
А в заключении «Справки» Ирина Александровна открыто требует воссоздания ГМНЗИ: «После проведения предусмотренных постановлением правительства РФ работ по созданию музейного городка это можно будет сделать на базе ГМИИ».
Сейчас Эрмитаж готовится к масштабной выставке в Казани, задуманной еще зимой: в октябре там будут представлены около 160 работ из собрания импрессионистов — самые знаменитые работы Матисса, Пикассо и других «обитателей третьего этажа».
По информации «Новой», 27 июня в Министерстве культуры должно пройти очередное заседание коллегии, посвященное вопросу о воссоздании ГМНЗИ. А пока — тишина.