Дмитрий Астрахан: «Снять этот фильм я считал долгом перед обществом»
Известный режиссер Дмитрий Астрахан снял провокационный фильм-сказку «Деточки» — про детей-сирот, мстящих наркоторговцам, педофилам и родителям-алкоголикам. И начал репетировать в ТЮЗе «Доходное место» по пьесе Островского. По его словам, это будет спектакль о коррупции.
— Дмитрий Хананович, на мой взгляд, у вас сейчас наметился новый тренд в творчестве, который условно можно назвать молодежным. Только что вышел новый фильм «Деточки», где поднимается один из самых больных вопросов российской жизни. И тут же вы ставите в детском театре вполне взрослую пьесу Островского «Доходное место».
— Это случайное совпадение. У меня возникла кинематографическая пауза, и мы начали переговоры о сотрудничестве с Адольфом Шапиро, которого я всегда очень ценил, еще в бытность его руководителем рижского ТЮЗа. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова с энтузиазмом отнеслась к такой перспективе, вот и родилась идея спектакля по пьесе Островского «Доходное место».
— Чем молодую аудиторию может захватить этот материал?
— Пафос пьесы вполне злободневный: по большому счету это ведь спектакль о коррупции, которая пронизывает все слои жизни, став ее нормой. Герой убежден, что без взяток прожить нельзя, кто не берет — тот трус или дурак. И общественное мнение не помеха. Вслушайтесь в текст: «У нас общественного мнения нет и быть не может. Не пойман — не вор, вот вам и все общественное мнение». Ничего не напоминает? Это ведь просто публицистика нового времени, закадровый текст из горячего телевизионного сюжета, а никакой не XIX век. Герои эпопеи «Оборонсервиса» тоже ведь не родились ворами и коррупционерами, с чего-то же начался этот путь «вверх по лестнице, ведущей вниз». Так что материал у нас — современнее не придумаешь, надо только насытить его живыми характерами, узнаваемыми персонажами и добротными режиссерскими идеями.
— Готовя эту постановку, вы будете экспериментировать, искать новый театральный язык?
— Мы решили, что не будем спектакль формально осовременивать, то есть уходить из времени, прописанного в пьесе. Говоря фигурально, в костюмы эпохи Островского мы оденем современных людей, соединенных живыми узнаваемыми отношениями. В спектакле занята и молодежь ТЮЗа, и признанные мастера. Главных героев играют молодые, но уже известные артисты Ваня Батарев и Алиса Золоткова.
— Имея опыт постановок в ТЮЗе, легко ли восстановили взаимопонимание с труппой?
— Я пришел в абсолютно родной мне коллектив. Все эти годы сохранял добрые отношения с артистами ТЮЗа, занятыми в нашем спектакле «Васька», который тепло принимал зритель. Здесь всегда была хорошая творческая атмосфера, которая и ныне не утеряна. А вот с молодыми артистами пришлось знакомиться. Кого-то я и прежде знал, но скорее понаслышке. Например, мама Алисы Золотковой у меня снималась, когда сама Алиса только поступала в Театральную академию. А сейчас это одна из ведущих молодых актрис Петербурга. Да и сам театр, если можно так выразиться, сохраняет высокую профессиональную форму. Здесь живая обстановка, ощущается хорошая рабочая энергетика.
— Близка ли вам театральная политика, которую осуществляет в ТЮЗе Адольф Шапиро?
— Отбирая артистов, я отсмотрел почти все новые тюзовские постановки, в том числе и успевшие собрать престижные театральные премии. Да, это другой театр, но он иным и быть не может при новом руководителе. Долгие годы существовал прекрасный Театр Корогодского, куда было не попасть. Но время изменилось, и хорошо, что сегодняшний ТЮЗ ищет свое место в этом времени, сохраняя прежние традиции и закладывая новые. Адольф Шапиро — театральный деятель с мировым именем, и нет никаких оснований сомневаться в его творческой дееспособности. Лично я в будущем ТЮЗа уверен. Мерило-то одно: интересный получился спектакль или нет, идет на него публика или игнорирует. В новый ТЮЗ публика ходит. И не только юная. А ведь легендарный театр Корогодского тем и был силен, что «покрывал» не только детскую аудиторию.
— Если «Доходное место» затрагивает болевую точку времени, то ваш новый фильм «Деточки» — настоящий удар по больному месту. Воспитанники детского дома днем ищут в интернете новости о плохих взрослых, а ночью надевают черные капюшоны и вершат правосудие. О картине много говорят и пишут, а выйдет ли она в широкий прокат?
— В некоторых городах далеко от Москвы она уже идет в кинотеатрах. А у больших прокатных сетей фильм вызывает настороженные чувства, которые я даже могу понять. «Деточки» способны расколоть зрительскую аудиторию на несколько непримиримых лагерей. Но где вы видели хоть один по-настоящему честно сделанный фильм или спектакль, который воспринимался бы всеми однозначно и на ура? Если спорят — значит, продукт стоящий. Это я не в качестве саморекламы говорю. Просто снять этот фильм я считал своим долгом перед обществом. И работая над ним, мы заранее шли на то, что у кого-то он, возможно, вызовет горячее понимание, а у кого-то — взрыв негодования. И уже сейчас видно, что картина никого не оставила равнодушными. Критических высказываний, кстати, гораздо меньше, чем слов поддержки.
— Вы уже говорили о том, что это вовсе не гонорарный проект, а гражданское высказывание. Какого отклика вы в принципе ждете от общества и власти?
— Мы хотели снять фильм-предостережение. Когда я прочел сценарий Олега Данилова, сразу понял: такой фильм нам сегодня нужен. Это была попытка, с одной стороны, честно рассказать о нашем времени, с другой — над ним все-таки несколько приподняться. Поэтому мы и выбрали жанр притчи, современной сказки.
— Какой из вопросов после просмотра картины, был самым неудобным?
— Нас спрашивали, нет ли у нас опасений, что кто-то возьмет за образец поведение наших героев и нечто подобное может случиться в реальности. Олег очень боялся писать этот сценарий, а я боялся его снимать. Но еще больше мы боимся того, что все это может произойти в жизни. Поэтому и хотим предупредить общество. Чтобы у нас не появились такие деточки «в реале», взрослые люди, каждый на своем месте, должны предпринять все возможное, чтобы из нашей жизни исчезло все то, что в фильме заставляет детей быть убийцами. Нам всем просто нужно стать лучше, честнее, порядочнее.
— Вы многодетный отец. Как дети оценили вашу новую работу?
— Конечно, моих детей вряд ли можно считать вполне объективными зрителями: все-таки они оценивали фильм своего папы. С другой стороны, я знаю, что, если бы им не понравилось кино, они не стали бы его смотреть несколько раз подряд. А они посмотрели.
Досье «Новой»
Зрители помнят Дмитрия Астрахана как руководителя Театра Комедии имени Н. П. Акимова в лихие 90-е, затем как режиссера народных мелодрам «Все будет хорошо» и «Ты у меня одна». Те, кто помоложе, оценили его в роли продюсера Леонида Фридмана в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»