Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Пикник на обочине

25 сентября 2006 10:00

Позавчера на Комендантском аэродроме и Долгом озере было многолюдно. Выходной день, солнышко, бабье лето – все это, конечно, существенно, но дело не только в этом. Порядка 250 петербуржцев собрались на углу Планерной и Долгоозерной улиц, чтобы сказать «нет» строительству в Приморском районе Западного скоростного диаметра. Главные аргументы противников ЗСД: реализация проекта приведет к гибели уникального природного оазиса.

На празднике «Без дураков» самым ходовым товаром стали ароматы Западной скоростной автомагистрали – автору нашумевшего романа «Парфюмер» такое и не снилось





Здесь нужно сразу оговориться: мнение экспертов и общественности с официальной версией расходится. Согласно последней, знаменитый Юнтоловский заказник от создания ЗСД ничуть не пострадает, ибо автострада пройдет не по самому лесопарку, а лишь по его «буферной зоне». Между тем авторитетные биологи, географы, геоэкологи (см. выдержки из заключения специалистов ниже) уверены, что с потерей так называемого буфера очень скоро будет уничтожена и вся особо охраняемая природная территория.
Увы, экологические протесты, при всей их значимости, как предмет интереса широкой публики зачастую оставляют желать лучшего – скучно, наукообразно. Не желая, видимо, повторять чей-то негативный опыт, к организации субботнего мероприятия его застрельщики, активисты кампании «Сохраним Юнтолово» подошли, можно сказать, с огоньком. После небольшого митинга у памятника жертвам техногенных катастроф и шествия по Планерной улице возле Глухарской арки разразился праздник «Без дураков».
Сторонники протестного движения и просто гуляющие поблизости горожане с удовольствием получали оригинально оформленные «ПРАВА на все права человека» (выдача документов сопровождалась советом: «Учись ими пользоваться!»). Нарасхват шли «ароматы ЗСД». Зюскинд отдыхает: разноцветные воздушные шары надували выхлопными газами целенаправленно работающей машины. К каждому шарику прилагалась остроумная инструкция из шести пунктов, начинающаяся словами: «Вы держите в руках опытный образец запаха Больших Бюджетных Денег (ББД). В течение ближайших лет ББД будут закопаны в ЗСД, и Вы сможете наслаждаться этим ароматом каждый день в своих любимых местах прогулок...»
На удивление много оказалось жаждущих – и молодых, и пожилых людей, чтобы их... «переехал ЗСД»: на одежду с помощью трафарета аккуратно наносили отпечатки протекторов автомобильных шин. Получалось, кстати, весьма натурально.
При всем том веселого в нынешней ситуации вокруг Юнтоловского заказника, прямо скажем, маловато.
– Поймите, мы не спорим с тем, что город должен развиваться, – объясняет участница инициативной группы Лилия Фаткулина. – Но ведь промышленность, энергетика, транспорт должны быть дружественными человеку и природе – а не наоборот!
«Вы живете на окраине? Будете жить на обочине!», «Не верьте тем, кто нагло врет. Построят трассу – лес умрет!» – скандировали активисты.
На сегодня уже более 11200 наших земляков поставили свои подписи под требованием остановить создание гигантской восьмиполосной автомагистрали, с планируемой интенсивностью движения до 5550 машин в час, вблизи зеленого оазиса, – полагая, что транспортные проблемы Петербурга ЗСД коренным образом все равно не решит, зато грубо нарушит права жителей на благоприятную и здоровую окружающую среду. А смысл в название акции 23 сентября ее устроители вкладывают примерно такой: «Не нужно много хайвеев – нужно меньше дураков».

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Николая КУХАРСКОГО


Справка «Новой»

Начало строительства северного участка ЗСД намечено на четвертый квартал 2006 года – то есть фактически уже через неделю. Однако жителям не были представлены для ознакомления материалы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). Общественные слушания по проектной документации «Рабочий (инженерный) проект третьей очереди (северный участок) Западного скоростного диаметра» не проводились.
Всего на территории Приморского района, только по официальным данным, должно быть вырублено более 28600 деревьев – сосен, елей, вязов, лип, берез.

Цитата

«Отрицательное воздействие строительства и функционирования автострады очевидно. Планируемое расстояние от дороги до границы заказника, безусловно, недостаточно для санитарно-защитной зоны. <…> Запыление, значительное увеличение содержания свинца и других вредных веществ в атмосфере и в почве негативно скажется на состоянии флоры и приведет к постепенному выпадению древесных пород. <…> На участке будущей трассы находятся ценные природные объекты: здесь сохранилось единственное в Лахтинской низине верховое болото и произрастает восковник болотный, включенный в Красную книгу РФ. Уникальная экосистема и популяция редкого вида будут полностью утрачены. Пострадают также растения, внесенные в Красную книгу Санкт-Петербурга: молочай болотный, крестовник болотный, фиалка топяная.
Автомагистраль нанесет значительный вред обитающим в заказнике животным. Прежде всего шумовой эффект усилит фактор беспокойства и резко сократит численность фауны. Кроме того, трасса отрежет пути миграции крупных и мелких млекопитающих, которые приходят на территорию заказника из окрестных лесных массивов.
Юнтоловский региональный комплексный заказник входит в международную сеть прибрежных охраняемых территорий. В настоящее время в Западной Европе затрачиваются многомиллионные средства для воссоздания и реконструкции подобных водно-болотных угодий <…>.
Бесспорно, ухудшится качество жизни населения прилегающих к трассе районов (Приморского, Василеостровского, Кировского). Сам проект ЗСД противоречит стратегии вывода транзитных транспортных потоков за пределы жилых кварталов города. Из-за преобладающих западных ветров изменится состояние воздушной среды. Жители лишатся большой рекреационной зоны. <…>»
Из заключения Ботанического института имени Комарова РАН

Наши авторы

Сетевое издание «Новая газета в Санкт-Петербурге» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 55835 от 30 октября 2013 года.

Учредитель: ООО «Медиа.С-Пб». Главный редактор: Качалова Д.Л.. E-mail редакции: [email protected]. Тел.: 8 (812) 331-71-82. 18+

Любое использование материалов и новостей сайта допускается только по согласованию с редакцией с обязательной гиперссылкой на сайт novayagazeta.spb.ru.