Они оскорбляли чувства верующих
«Новая» начинает просветительский проект – публикацию цитат и отрывков жизнеописаний великих и дерзновенных людей прошлого, осмелившихся говорить вслух то, что они думали и во что верили.
Историю движут вперед не злато и не булат. Ее движет слово. И отнюдь не божье, а самое что ни есть человечье. Однако новые идеи почти всегда встречают в лучшем случае безразлично, а в худшем – недружелюбно и даже агрессивно. Стремятся осудить, изгнать, уничтожить.
Кто стремится? Фанатики и конформисты. Те, чьи чувства всякий раз бывают глубоко оскорблены появлением чего-то по-настоящему оригинального либо просто отличного от них самих. Те, кому привычнее думать, что Солнце вращается вокруг Земли, а после смерти душа добропорядочного верующего отправляется точно в такой же рай безмятежной интеллектуальной одномерности, в каком она пребывала при земной жизни. Таких – убежденных в своей одномерной правоте – в обществе всегда большинство. Такой всегда бывает власть, легко сочетающая фанатизм с конформизмом. Такой бывает и церковь, особенно когда она в ладах с властью.
И потому люди, которые на протяжении веков и тысячелетий придумывали и предлагали что-то по-настоящему новое, почти всегда глубоко оскорбляли чувства своих истово верующих современников. За что очень часто терпели лишения и гонения, а то и платили свободой и жизнью.
Но именно эти люди остались в памяти человечества как его добрые гении, как Прометеи, бросившие вызов богам во имя людей. А те, кто их гнал и губил, по большей части забылись. Потому что никакого вклада в будущее, кроме вязанки хвороста в костер, пожирающий очередного вольнодумца, не сделали…
Увы. В последнее время Sancta Simplicitas поднимает в нашей стране голову все более явственно и уверенно. Такое ощущение, что в одночасье Россию накрыло церковным колоколом, как медным тазом, и воскресли жутковатые видения сжигаемых еретиков и отступников, отлучаемых от церкви писателей и предаваемых анафеме врагов правящей династии.
Куда катится Россия – с некоторых пор, в общем, стало вопросом риторическим. Но кто сказал, что все мы должны катиться вместе с ней по дороге, вымощенной «благими намерениями»?
Демокрит (ок. 460 до н. э. – ок. 370 до н. э.)
Судя по всему, первым среди античных философов объяснил веру в богов элементарным страхом людей перед неподвластными им природными стихиями: «Древние люди, наблюдая небесные явления, как, например, гром и молнию, перуны и соединения звезд, затмения Солнца и Луны, были поражены ужасом, полагая, что боги суть виновники этих явлений».
Сограждане сочли Демокрита, который к тому же вел «нетипичный» образ жизни (часто уходил из города и размышлял в уединении, иногда разражался громким смехом), умалишенным. И пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот, однако, постановил, что Демокрит абсолютно здоров, и признал его сверх того одним из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться.
Бронзовый бюст Демокрита (слева) и бюст Сократа
Сократ (470/469 до н. э. – 399 до н. э.)
Один из первых, кто повернул философию «лицом к человеку», кто поставил в центр человеческого – разум и разработал диалектический метод постижения истины.
Был храбрым воином. Во время битвы со спартанцами кинулся с одной лишь дубиной защищать своего друга и возлюбленного Алкивиада от нескольких врагов сразу. Спартанцы отступили, не смея покуситься на жизнь столь прославленного человека.
В Афинах Сократ, с успехом «тролливший» сограждан своими «диалектическими допросами», имел множество поклонников и учеников. Но имел и врагов.
В конце концов оскорбленные в своих религиозных чувствах сограждане – трагический поэт Мелет, богатый кожевник Анит и оратор Ликон – обвинили Сократа в безбожии.
В качестве непосредственного обвинителя выступил Мелет: «Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом, и во введении новых божественных существ; повинен он и в совращении молодежи. Предлагается смертная казнь».
Сократ опроверг выдвинутые против него обвинения, но большинством голосов был признан виновным. Ему следовало самому назначить себе наказание. Сократ предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами (самую великую почесть в Афинах), после чего присяжные осудили его на смертную казнь. Тогда 70-летний Сократ сказал, что уже стар и не боится смерти. И что в памяти потомства он навсегда останется мудрецом, тогда как его обвинители пострадают. Согласно Плутарху, они позднее повесились.
Эпикур (342/341 до н. э. – 271/270 до н. э.)
«Сад Эпикура», школа, которую философ основал в своем доме в Афинах, впервые допустила к обучению женщин. Эпикур всегда провозглашал дружбу очень важным элементом на пути к счастливой жизни, а потому его школа всячески способствовала образованию дружеских компаний.
Как и Демокрит, Эпикур являлся атомистом и твердо верил в то, что мир состоит из невидимых материальных частиц, перемещающихся в пространстве.
Считал, что боги, состоя из особо тонких атомов и пребывая в вечном блаженстве, никак не заинтересованы в том, чтобы вмешиваться в жизнь людей. Отрицал религиозность толпы, порожденную страхом человека перед смертью и силами природы: «Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах. Ибо высказывания толпы о богах – это… домыслы, и притом ложные. Именно в них утверждается, будто боги посылают дурным людям великий вред, а хорошим – пользу…»
Эпикур был убежден, что наука способна развеять страх перед стихиями природы. А страх смерти считал и вовсе абсурдным: «Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».
Эпикур (слева) и Тит Лукреций Кар
Утверждал, что жить надо, предаваясь разумным (не чреватым будущей болью) удовольствиям, и что целью жизни человека должна быть атараксия (безмятежность, гармония).
Сыграл значительную роль в развитии науки и научных методов, призывая основывать выводы на непосредственном наблюдении и дедуктивных умозаключениях. Его представления во многом предвосхитили важнейшие научные теории нашего времени.
Хотя Эпикур не отрицал наличие богов как таковых, но его взгляды столь явно оскорбляли чувства античных верующих, что Цицерон нарек его безбожником.
В то же время Эпикур – один из немногих «безбожников», которому удалось уйти из этого мира без помощи со стороны оскорбленных верующих: он скончался в Афинах от мочекаменной болезни в возрасте 72 лет.
Тит Лукреций Кар (ок. 99 до н. э. – 55 до н. э.)
Был последователем Эпикура, отвергал страх смерти и потустороннюю жизнь. Заявлял о вечности и бесконечности лишь материи.
Полагал, что после смерти человека его тело обретает иные формы существования.
Видел истоки религии прежде всего в страхе подавляющего большинства верующих перед неведомым и неодолимым: «…в смертных внедрен этот ужас, что воздвигает богам все новые капища всюду […] Иль у кого же тогда не спирает дыхания ужас / Пред божеством, у кого не сжимаются члены в испуге, / Как содрогнется земля, опаленная страшным ударом молньи, / А небо кругом огласят громовые раскаты?»
В шеститомнике «О природе вещей» много рассуждает о материи. Последний том посвящен религиозному вопросу, где главный посыл – вызволить человека из плена его веры.
Лукреций не пал жертвой «оскорбленных верующих», возможно, только потому, что его современники были слишком увлечены политикой, – как раз в ту пору Римская республика переживала острый кризис и на всех парах катилась в тиранию.
Тем не менее не все было, судя по всему, так уж гладко. Иероним Стридонский пишет о том, что Лукреций был поражен неким любовным зельем и писал «О природе вещей» только в те моменты, когда его сознание прояснялось. От этого зелья он якобы в итоге и погиб. Однако более правдоподобной представляется другая версия: Лукреций (по неизвестным, но не связанным с любовными страданиями причинам) сам прервал свою жизнь, бросившись на меч.
Иисус Христос (8–4 до н.э. – 30–33 н. э.)
Согласно Священному Писанию, Пилат отправил Иисуса на казнь за то, что тот назвал себя Царем Иудейским:
«…и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (От Матфея 27:37).
«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (От Иоанна 19:19).
Однако к римлянам Христос попал благодаря правоверным иудеям, которые все время искали случая убить самозваного мессию.
Изенгеймский алтарь Маттиаса Грюневальда (фрагмент)
Почему иудеи так не любили Иисуса? Помимо поучения фарисеев (от Матфея 12:10–14) и обличения их в незнании Писания (От Матфея 15:1–9), Иисус преступил запретную грань – он, по мнению иудеев, богохульствовал. Никто, по их убеждению, не мог приравнивать себя к Богу. Иисус же это сделал, назвав себя Божьим сыном.
«Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (От Матфея 16:15–17).
За это иудеи обвинили Христа в богохульстве, созвали Синедрион и предали Иисуса римлянам, чтобы римский наместник Пилат приговорил его к смертной казни и распял. Что и было сделано.
Гипатия (ок. 350–370 – 415)
По воспоминаниям современников, Гипатия ничем не уступала мужчинам-ученым и пользовалась большим авторитетом среди образованных сограждан.
Историк Сократ Схоластик описывал Гипатию так: «Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы… и желающим преподавала все философские науки… Она со скромностью представала даже пред лицом правителей…»
Несмотря на то что в ту пору среди неоплатоников (к числу которых принадлежала и Гипатия) широко развился уклон в мистицизм и теургическое (магическое) взаимодействие с богами, Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями и расходилась с прочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей. В ее школе (которую она возглавила после смерти отца, известного ученого Теона Александрийского) не культивировались теургические практики неоплатонизма; это позволяло там обучаться многим христианам.
Гипатия Александрийская // Фото: archaia-ellada.blogspot.gr
Занималась математикой и астрономией, научной и философской деятельностью. Также принимала участие в александрийской городской политике, что провоцировало конфликты с епископом Кириллом Александрийским, противоборствовавшим с главой города Орестом, на которого Гипатия имела влияние.
Экзальтированные и малообразованные христиане, входившие в «партию Кирилла», решили, что Гипатия, являвшаяся приверженцем неоплатонизма, магически околдовывает Ореста.
В конце концов на нее напала толпа фанатиков – парабаланов, монахов из египетской пустыни. Парабаланы представляли собой что-то вроде ордена «христианских шахидов», решивших окончить свою жизнь, ухаживая за неизлечимыми больными (чтобы сразу после этого попасть в рай), но параллельно выполнявших роль телохранителей епископа Кирилла и совершавших разного рода иные радикальные «богоугодные деяния».
Парабаланы зверски растерзали Гипатию прямо на улице: сорвали с нее одежду и заживо сдирали мясо до костей черепками от керамической посуды.
Вот как описывает эту расправу Сократ Схоластик:
«Так как она очень часто беседовала с Орестом, ее обращение с ним подало повод к клевете [в церковном народе], будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего [чтеца] Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками [разорвали на части], а [разорванное] тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли».
Парадоксальным образом позднее христиане вытеснили память об этом своем преступлении и превратили Гипатию в православную святую Екатерину Александрийскую. Известный российский историк античности П. Ф. Преображенский пишет об этом так: «Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого признанного авторитета клеймо погромщика». По мнению Преображенского, образцовая жизнь и мученическая смерть Гипатии послужили прообразом для жития христианской мученицы Екатерины Александрийской, составленного около X века н. э. Житие св. Екатерины Александрийской почти в точности повторяет жизнь Гипатии. Обе женщины занимаются философией, математикой, астрономией, отличаются редкой красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью в руках разъяренной толпы: «Таким образом, жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую».
(Продолжение следует.)