Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Если искусство не опасно, то это не искусство, а ширпотреб

30 марта 2018 08:45 / Культура

Петербургский благотворительный фонд AdVita отметит шестнадцатилетие четырьмя концертами в один день.

7 апреля на Новой сцене Александринского театра пройдет фестиваль «Один день из жизни...»: серия музыкально-театральных постановок – о времени и памяти, об их фрагментарности. «Новая» поговорила с одним из создателей фестиваля – художественным руководителем пространства «Квартира» режиссером Борисом Павловичем.

Как началось ваше сотрудничество c AdVita?

– Система независимых фондов – самый внятный пример гражданского общества в России. Если мы говорим о гражданской ответственности, это как раз то, за что отвечает конкретный человек. В случае с фондами это история о людях, которые прикладывают немыслимые усилия, чтобы решать проблемы, не решаемые на государственном уровне. Существование и результаты деятельности таких организаций радует. Но количество дыр в нашей социальной политике, которые не могут залатать одни только фонды, не может не печалить.

Люди искусства просто обязаны им помогать. В сфере театра я стараюсь реализовать то, что называют инклюзией. У БДТ есть проект с Центром «Антон тут рядом» – спектакль «Язык птиц», в котором рядом с профессиональными актерами участвуют люди с расстройствами аутистического спектра. Существует спектакль «Разговоры», который играется в пространстве «Квартира», созданном фондом «Альма-матер» в партнерстве с Центром, его студенты там основные действующие лица.

Это то, что я, как режиссер, реально могу сделать. И конечно, когда Елена Грачева (административный директор фонда AdVita. – Прим. ред.) предложила помочь им с организацией концерта, я согласился. Никто из его участников не задавал лишних вопросов, все знали: есть замечательные люди – AdVita, и у них день рождения.

Расскажите о концепции фестиваля. Как она появилась?

– За одним столом собрались Лидия Коваленко – автор идеи вечера, Илья Иофф – руководитель камерного оркестра «Дивертисмент», автор музыкальной концепции, Мария Рыкова – художник-сценограф, Виктория Оцвера – видеохудожник, Стас Свистунович – художник по свету. За литературный сценарий отвечали Наталья Эфендиева и Елена Грачева. Я как режиссер несу ответственность за общее композиционное решение.

Концерт рассчитан практически на целый день, время на сцене будет идти синхронно с временем суток за окном. Все это соединено композицией, предложенной Ильей Иоффом: плавное течение от мажорного звучания Василия Соловьева-Седого до философских размышлений Альфреда Шнитке и Бориса Тищенко.

Фото: forbes.kz

Не думаю, что в самой концепции и делении на утро, день, вечер и ночь есть специальный символизм. Главное, что будет звучать великая музыка, при этом по большей части неочевидная, редко исполняемая, а замечательные артисты – Руслан Барабанов, Ольга Белинская, Сергей Волков, Карина Разумовская, Светлана Сурганова, Полина Толстун – будут читать тексты, проводя ассоциации между литературой и музыкой. Возможность участия в подобных мероприятиях дает артистам понимание, что они работают не только на чистое искусство, но включены в огромную нейронную сеть человеческой взаимопомощи.

Существование фондов, подобных AdVita, означает неспособность государства взять проблему под свой контроль?

– Государство – это я. Я налогоплательщик и гражданин Российской Федерации, как и Елена Грачева, как Илья Иофф. Дальше мы можем говорить о состоятельности или несостоятельности конкретного кабинета министров, об эффективности законотворческой и исполнительной власти...

Мне кажется, наша главная проблема – мы не воспринимаем себя как государство, а свои налоги и свое избирательное право – как рычаг управления государством. Поэтому я предпочитаю воздерживаться от однозначной площадной риторики.

Существует мнение, что в современной России опасно заниматься искусством. Вы согласны?

– Искусством вообще опасно заниматься. Это работа с нарушением устойчивого равновесия. Искусство всегда интересуют крайности, пограничные состояния. Искусство всегда хочет поставить под сомнение то, что общество воспринимает как само собой разумеющееся. Если искусство не опасно, это не искусство, а ширпотреб. Я не думаю, что дело обстоит иначе в других странах. Да, есть в мире более или менее благополучные точки – временные, пространственные. Но художнику всегда дискомфортно, неуютно. Бояться или нет – это другой вопрос. Если ты не ощущаешь страха, ты не художник. Ты обязан бояться, потому что страх обозначает тебе, куда нужно двигаться дальше.

Виктория ГРУШЕВСКАЯ

P. S. Узнать подробности о концерте, который состоится 7 апреля на Новой сцене Александринского театра, и приобрести билеты можно на сайте.