Россия не доплыла еще до нормального берега, но обязательно доплывет
В прокат вышел фильм «О чем говорят мужчины. Продолжение». «Новая» поговорила с участниками «Квартета И» Александром Демидовым и Леонидом Барацем об отношениях с блогерами, о человечности и поисках золотой середины.
Леонид Барац: У нас три фильма: один в Москве, другой в Одессе, третий в Питере. Три Пальмиры Российской империи! В этом есть какой-то смысл, потому что в этих городах живет что-то важное.
Александр Демидов: Мы с ребятами снова написали историю четырех друзей, которыми сами и являемся, и за путешествиями, мыслями и разговорами которых, как нам кажется, интересно наблюдать. Темы разнообразны: родители, дети, связь поколений. Все это мы обыгрываем и доносим до зрителя. Где-то играем себя, где-то это симбиоз.
– Остановимся на связи поколений. Судя по фильму, для вас это особенно болезненная тема?
Л. Б.: Мне кажется, произошел серьезный разрыв, потому что страна уехала из-под нас и стала другой. И разрыв между нашими родителями и нами ментально значительно меньше, чем между нами и нашими детьми. Раньше были определенные ценности. К этому можно по-разному относиться, но какая-то система координат все же была. И в том числе закладывалась совестливость. Ровно то, что мне говорили мои родители, я произношу на экране: «так нельзя», «вот это нельзя». А сейчас, если посмотреть, почти все добродетели заменены успешностью. Это все достаточно топорно вкладывается в голову и иногда имеет очень дурные последствия.
Будут ли понятны метания взрослеющего на глазах у зрителя 46-летнего человека, будет ли это созвучно и понятно молодежи, завибрирует ли – я не знаю.
Кадр из фильма «О чем говорят мужчины. Продолжение»
– Вы прислушиваетесь к мнению молодых видеоблогеров, которые занимаются кинокритикой? Ведь они выражают не только свое мнение, но и дают понять, чего хочет видеть молодежь в отечественном кино.
– Наш путь лежит в другом русле. Мы всегда делаем то, что нам хочется, иногда с какой-то поправкой, минимальной коррекцией на зрителя. Иногда это попадает, а если мы промахиваемся, то не жалеем об этом. Например, мы сняли «Быстрее, чем кролики», и, несмотря на высокие оценки, провалились в прокате. Потому что народ был не готов себя отождествлять с героями на экране, это довольно сложное кино. Но тем не менее я рад, что мы прошли этот путь.
Мы не будем целиться в аудиторию и прислушиваться к блогерам для того, чтобы скорректировать прицел. У нас это просто не получится. Не потому что это плохо, а потому что это не про нас.
– С другим вашим проектом – комедией «Страна чудес» – ситуация противоположная: сборы были достаточно высокие, а отзывы от критиков и зрителей оставляют желать лучшего.
– Уже можно сказать, что это плохое кино. Мы писали сценарий только для одной новеллы из этого фильма, в которой сами снимались. Знаете, как спортсменов обвиняют: «Вы приехали и ни хера не играли!» Они что, хотели проиграть? Мы также надеялись и старались, чтобы все вышло хорошо. Но кино не получилось. Если смотреть новеллу целиком, за нее не стыдно. Но когда ты произносишь «не стыдно», за этим, как правило, стоит противоположное.
– В одном из последних интервью вы говорили о неуместности шуток в ситуациях, когда можно задеть, например, чувства вдовы или болеющего ребенка. А патриотические чувства можно задеть? Да так, чтобы это привело к запрету целого фильма? Я говорю об истории с картиной «Смерть Сталина».
– Запрет этого фильма – проявление ущербности и недоверия к своему же народу. То же самое – запрет выставок фотографий. Это в чистом виде ущербность! То есть предполагается, что люди настолько глупы, пошлы и идиоты, что, посмотрев этот фильм, они что-то переоценят, что-то с собой сделают.
– 21 февраля Мосгорсуд оставил под арестом фигурантов «театрального дела». Как люди театра, следите за происходящим вокруг Кирилла Серебренникова?
Л. Б.: Что тут комментировать… Мы очень переживаем и болеем за него.
А. Д.: Он создал хороший театр, целый центр!
Л. Б.: Из театра, который умирал! Он создал территорию, где всегда было интересно и хорошо. Я по-разному отношусь к его спектаклям, и неглубоко погружен в то, что ему инкриминируют и почему это произошло. Но даже если он что-то сделал, то есть огромное количество народа, которое заслуживает наказания или обвинения значительно больше, чем он. Соответственно, это закон в руках власти. Ты готов закрыть глаза на воровство большого количества людей, но вот этому человеку соринку в его глазу не простишь.
А. Д.: Публичная порка какая-то! Ну чтобы никому неповадно.
Л. Б.: Эта машина запущена, она работает, и ей нужно подкидывать в топку какие-то жертвы. Я очень не люблю людей, которые говорят: «Путин – это Сталин! Уже пришли эти времена!» Слава богу, не пришли. Этих времен нет и не будет. Страна прошла довольно серьезный путь, домашний арест – это уже не Колыма и не ГУЛАГ. Конечно, Россия не доплыла еще до нормального берега, но я уверен, что доплывет.
На премьере фильма в Санкт-Петербурге // Фото: Кинокомпания «СТВ»
– Режиссер Сарик Андреасян снял фильм «Что творят мужчины!», а Карен Оганесян – «О чем молчат девушки». Подражание – залог успешноcти?
А. Д.: Это полное паразитирование! (Улыбается.) А еще ежегодно проходит отвратительная сборная солянка под названием «О чем поют мужчины», где выступают разного рода певцы. И шрифт там совершенно снят с нашего.
Л. Б.: Люди не очень трудятся выдумать какую-то свою идею, суть. Они думают: «Ну и что, что ты взял у кого-то и сделал что-то похожее!» Это такое продюсерское кино: ты видишь интересные примеры зарабатывания денег, и тебя вообще не посещает мысль, что нельзя так просто это взять и, каким-то образом обработав, применить.
– Рейтинг ожидания фильма «О чем говорят мужчины. Продолжение» на сайте «Кинопоиск» – 95%. Зачем, по-вашему, нужно идти его смотреть?
– Есть ощущение, что они выйдут из зала с теплотой в душе. Сейчас присутствует дефицит на нормальное человеческое общение, много патриотизма, жесткости. В третьем фильме новыми станут разговоры о своем месте в жизни, о страхе смерти и понимании, что нужно немедленно быть счастливым. «Продолжение» – более светлый и лиричный фильм, чем первые два. Мы в принципе в своих работах не говорим о чем-то великом или гадком. Просто о человеческом. Вспоминая слова одного питерского писателя: только пошляки боятся середины; в ней все самое интересное и происходит.
Виктория ГРУШЕВСКАЯ