Хватит бодаться с дубом. Пусть сгниет изнутри
В чем смысл политической активности в современной России?
Жестоко избит Динар Идрисов – гражданский активист и правозащитник. Накануне нападения он публично заявил, что резко усилившиеся репрессии против оппозиционных активистов в разных городах РФ напрямую связаны с «предвыборной зачисткой». И что, в частности, задержания и обыски в Петербурге осуществляются по запросу из Пензы, куда уходят концы расследования несостоявшейся «революции» минувшего ноября. В Пензе уже арестованы пятеро, из них один – петербуржец. Все задержанные, как сообщил Идрисов, дали признательные показания на себя и своих «сообщников» из соцсетей, и допустил, что к арестованным применялось жесткое давление.
И вот спустя всего несколько дней «жесткое давление» применили к нему самому. В связи с этим захотелось поделиться размышлением, которое давно вертится у меня в голове…
Динар Идрисов после нападения // Фото: facebook.com
В чем смысл политической активности в современной России? На первый взгляд, ответ очевиден – смысл любой политической активности в том, чтобы что-то в общественном устройстве сохранить или, наоборот, поменять. То есть предполагается, что если граждане не будут проявлять свою активную гражданскую позицию, то в жизни государства и общества «что-то пойдет не так».
Но увы. Это ложь. По крайней мере, в такой стране, как Россия, где единственным субъектом как поддержания стабильности, так и осуществления перемен испокон веку был и остается только один человек – самодержец.
И потому лгут, на мой взгляд, те, кто говорит, что без поддержки со стороны избирателей Владимир Путин не сможет в очередной раз стать президентом. Дело в том, что старомосковский ритуал земско-соборного «обрания» предполагает не «выборы» как таковые (ибо царь – Божий избранник, а не народный), но лишь символическое выражение народом лояльности своему правителю. И это значит, что призывающие народ принять участие в «выборах Путина» (которому якобы «реально угрожают конкуренты»), а не в мистическом самодержавном ритуале с заранее известным результатом, по сути говорят людям неправду.
Лгут и те, кто призывает людей «проявить активную гражданскую позицию» и проголосовать за оппозицию. Ведь ясно, что у всех без исключения кандидатов от оппозиции шансов на победу – ноль по Кельвину. Во-первых, потому что сами они никогда всерьез не стремились к победе и потому не вели борьбу с кремлевскими правителями бескомпромиссно, но всегда играли в поддавки. Во-вторых, потому что, даже если бы и захотели всерьез «сразиться с Драконом», не смогли бы этого сделать по причине отсутствия «коня и меча»: политической свободы, доступа к электронным СМИ и финансовым ресурсам etc.
Но зачем же тогда голосовать за заведомо бесшансовых кандидатов? «Мы должны показать, что нас много, тогда власть будет с нами считаться!» – таков обычно аргумент тех, кто призывает поддержать Явлинского и прочих ветеранов политического аутсайдерства. Но ведь и это ложь! Во-первых, заранее ясно, что много любителей голосования за заведомых лузеров ни при каких обстоятельствах не наберется. Во-вторых, даже если их окажется чуть больше арифметической погрешности – специально обученные люди все равно посчитают голоса «как надо». Наконец, в-третьих, даже если проголосовавших за лузеров и вправду наберется чуть больше, чем в прошлый раз, «власть» попросту не обратит на это никакого внимания. Увидев, как на Болотной площади собралось 120 тысяч недовольных москвичей, В.В. Путин, как известно, «не разбился, но рассмеялся», обозвав митингующих белоленточников бандерлогами, нацепившими контрацептивы. И в дальнейшем просто подвинтил гайки, но никак не «двинулся навстречу возбужденному креативному классу».
Ложью являются и призывы проявлять «гражданское мужество» и бороться с авторитарным режимом посредством проведения массовых уличных акций с громкими протестными кричалками. Ибо в отсутствие реальных вождей и ресурсов (а те и другие появляются в России лишь в условиях раскола элит) все эти «светлые подвиги» – увы, лишь очередные «ступени в бесконечные пропасти».
Еще какое-то количество людей избито, арестовано, получило реальные сроки или штрафы, еще какое-то число судеб переломано. А в сухом остатке – полицейское государство нарастило еще один слой мускулов в тренировках по «плющению» заведомо виктимных спарринг-партнеров.
Можно, кончено, возразить: а как же 1905 и 1917 годы, как же Августовская революция 1991 года? Как, наконец, Смута начала XVII века? А никак. Точнее, все эти обвалы государственности и радикальные перемены в политическом устройстве являлись следствием не спонтанной активности низов. Низы пробуждались лишь после того, как в верхах предварительно происходил уже упомянутый выше раскол элит. Только в этом случае у улицы появлялся шанс по-настоящему проявить себя и радикально поменять политический дизайн страны.
Во всех остальных случаях любое, даже самое мощное и энергичное движение в России снизу имело всегда один и тот же итог: кровавое подавление и репрессивное «замирение» на многие десятки лет.
Означает ли все сказанное, что я предлагаю просто уйти во внутреннюю (вариант: внешнюю) эмиграцию и смиренно ждать, пока в элитах по воле рока случится очередной раскол? А рано или поздно, а точнее, после ухода Путина он неизбежно, с моей точки зрения, произойдет.
Вовсе нет. Но какой ресурс воздействия на власть остается у холопов в условиях крепкого самодержавия? Известно какой – челобитные по конкретным вопросам. Разрушают исторический центр – бьем челом! Разоряют Публичную библиотеку или отбирают Исаакий – снова аккуратно так – бум! – лбом об асфальт. Монетизируют льготы – бьем лбом в пустые кастрюли. И так далее. Но разумеется, самые эффективные челобитные, как показывает та же старомосковская история, – те, которые совершаются скопом и на свежем воздухе, когда власть не может сделать вид, что не замечает упорно собравшуюся и не желающую расходиться толпу челобитчиков.
У таких акций, как показывает практика, есть шанс на хотя бы относительный успех – в отличие от участия как в «выборах», так и в «выборных забастовках». Ибо там шанс есть только на то, чтобы быть использованным властью в сугубо ее властных нуждах.
Иными словами, «делай что можно – и будет хоть что-нибудь». Если же бодаться с дубом как «должно», со всей силы, то будет раскроенный череп – и более ничего. Увы.
Но больше всего я сейчас желаю Динару Идрисову, которого лично знаю и который помог многим моим знакомым и друзьям, угодившим в полицейским переплет в ходе облав на участников «несогласованных акций», скорейшего выздоровления.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.