Каналы и канальи
Чиновники из Минтранса распорядились запретить коммерческую навигацию в белые ночи 2017 года. Это удар по уникальной петербургской отрасли туризма и покушение на старинную традицию.
От принудительного яхтинга к туристской флотилии
Петр Великий основал новую столицу на берегах Невы не для того, чтоб смотреть на реку, а чтобы по ней плавать. Жителям дворянского сословия полагалось забыть про хомуты и седла, зато полюбить весла и паруса. И демонстрировать любовь каждое воскресенье, упражняясь на Неве, как сказали бы нынче, в яхтинге. Главным любителем пройтись фордевинд против течения был сам царь, он контролировал явку подданных, поэтому желающих уклониться от принудительного яхтинга не находилось. Из всех указов Петра Алексеевича этот не пережил императора и на год.
Все равно с первых дней нового города и Нева, и каналы были наполнены маломерными частными судами. Во-первых, в Петербурге было плохо с мостами, поэтому попасть с берега на берег можно было только в лодке перевозчика. Плюс водой доставлялось все, что потребно для жизни. Самый первый рынок, Троицкий, состоял из пришвартованных барж. Для обывателей плавание по Неве и каналам стало не забавой, а условием выживания.
Во-вторых, как нередко бывает в России, общество отвергло затею начальства, а чуть позже само стало ее практиковать. Если обратить внимание на некоторые дворцы – Аничков, Фонтанный Дом, Юсуповский дворец и т. д., – то видно, что они развернуты фасадом на Фонтанку и Мойку, и главным транспортным средством для них, как в венецианских палаццо, был весельный катер. Кроме вельмож, плававших целыми флотилиями, с роговой музыкой, были менее знатные любители водных прогулок. Декабрист Владимир Штейнгейль вспоминает, как на его глазах в бурную осеннюю непогоду перед Зимним дворцом лавировал молодой флотский офицер Платон Демидов. Правда, лихачество кончилось трагедией: ботик скрылся в волнах, матрос доплыл до Биржи, а вот тело Демидова нашли на Гутуевском острове.
С годами берега Невы соединили мосты, а когда пришла советская власть, коммерческое плавание стало невозможным.
Число туристических кораблей было невелико, а экскурсионное обслуживание не отличалось изысканностью и разнообразием. Но в 90-е годы в явочном порядке стали практиковать все, не запрещенное законом. Без всяких усилий государства и города в Питере возникла целая отрасль, именуемая «прогулки по рекам и каналам Северной Венеции». С недорогими и вип-вариантами, с качественным и дилетантским экскурсионным обслуживанием, на корабликах с буфетом и катерах, со столиками на двоих. Уже скоро не только в Питере, но и во всей России, да и за ее пределами стало известно, что Петербург недостаточно разглядеть с мостовой. Им, как Амстердамом и «Южной Венецией» необходимо полюбоваться и с воды. Особенно в белые ночи. Которых в Амстердаме и Венеции, кстати, нет.
А в нынешнем году – нельзя.
Сушить весла, убрать паруса, глушить моторы
Чиновники Минтранса собираются запретить любое частное плавсредство в акватории Невы с 1 июня по 4 июля. Причина, как всегда, – безопасность. На этот раз – Кубка Конфедераций, футбольного турнира, который пройдет в Питере, Москве, Казани и Сочи. Там будут такие же ограничения. Такого тотального и длительного запрета не было во времена даже саммита G8.
Москвичей, казанцев, сочинцев тоже жалко. Но все же то, что в этих городах станет досадной помехой, в Санкт-Петербурге будет жесточайшим ударом по уникальной питерской туристической традиции. Так как туристы летом приезжают в первую очередь в сезон белых ночей, то владельцы прогулочных судов в эту навигацию просто разорятся. А туристы, рассчитывавшие на вечернюю прогулку по Фонтанке, обидятся и в следующий раз отправятся в города, где их уважают больше.
Понимают ли это в Министерстве транспорта? Вряд ли. Зарплата и премиальные чиновников не изменятся от того, что в Питере разорятся судовладельцы, а для десятков тысяч туристов летних отдых в Питере будет испорчен.
Умонастроение нынешнего чиновничества таково, что учитывать реальное положение дел не то что излишне, но даже вредно для карьеры.
Наш город должен ясно сказать столичным чиновникам: сезон внутригородской навигации – важнее любого кубка. И любые компромиссы – аккредитовать некую фирму, разрешить провести «Алые паруса» – сейчас и они попали под запрет – исключены. Небольшие запретные зоны возле Крестовского, а в остальных реках, каналах, в заливе – плавание, как обычно. Водные экскурсии по каналам стали визитной карточкой современного Санкт-Петербурга. Отдать эту традицию на расправу чиновникам, которым проще запретить, чем думать головой, – недопустимо.