Тарифы: за что платим?
63 муниципальных образования Ленобласти со второго полугодия 2017 года резко повысят индекс роста оплаты за коммунальные услуги
Если петербуржцы давно платят за коммунальные услуги сами, то в Ленобласти государство до сих пор частично субсидирует граждан. Судя по ответу на запрос «Новой» зампреда правительства Ленинградской области Дмитрия Ялова, получается, что жители Ленобласти платили в 2016 году лишь около 65–70% реальной платы за коммунальные услуги – остальное монополистам заплатила область (ни много ни мало 4 млрд руб.).
Однако в планах постепенное доведение оплаты гражданами коммунальных услуг до 100%. То есть даже если сами тарифы расти не будут, жители будут платить все больше. С лета 2017 года оплата в Ленобласти для потребителей возрастет на 4% – это число и называется индексом роста оплаты.
Оказывается, в 63 муниципальных образованиях размер государственной компенсации был выше, чем в других МО, и там индекс роста оплаты может достичь 15%, а в Киришском и Сосновоборском городских поселениях – 20%. Такое решение приняли местные депутаты по наводке областных чиновников – якобы для того, чтобы в Ленобласти размер компенсации везде был одинаков.
«Изменение платы со второго полугодия составит: по 45% муниципальных образований – не более 500 руб., по 45% – от 501 до 1000 руб., по 10% – свыше 1000 руб. (но в пределах 1300 руб.)», – пишет Дмитрий Ялов.
Чиновники уверены, что это справедливо: каждый должен платить сам за себя. Но ряд депутатов, голосовавших против увеличения индекса, считают такое решение необоснованным.
Как, например, депутат Будогощи Киришского района от КПРФ Валентина Дементьева: «Я голосовала против, так как считаю, что (коммунальщикам. – Ред.) надо внедрять новые методы организации труда, а не поднимать тарифы, чтобы содержать свою организацию».
Дмитрий Ялов настаивает, что при повышении платы, например, за водоотведение (в Киришах) плата по иным услугам, например за отопление, снизилась, что смягчило удар по кошельку граждан.
«Но реальный рост будет, и будет ощутимым, – комментирует Анатолий Канюков из движения «Солидарная Ленобласть». – Если бы местные депутаты не согласились повышать оплату выше среднего по области, то правительство нашло бы необходимые средства? Предполагаю, это делается для того, чтобы ответственность в конечном счете несли местные депутаты, а не областное правительство, и все недовольство вылилось на них».
«Ключевой вопрос – обоснованность тарифов, – полагает Анатолий Голов, эксперт в сфере ЖКХ. – В тариф, помимо себестоимости услуг, закладывается инвестиционная программа развития монополистов – это новые мощности, новые сети. Но когда объекты построены, они принадлежат не гражданам, которые их оплатили, а государству. Что вряд ли справедливо. Соответственно, если доводить оплату до 100%, нужно сделать понятной и прозрачной структуру формирования тарифа – чтобы люди знали, за что именно и кому они будут платить».