Шашечки или ехать
С тем, что резкое подорожание проезда в метро необходимо, не согласны не только оппозиция и горожане, но и Контрольно-счетная палата.
В декабре 2015 года, когда Смольный анонсировал увеличение платы за проезд, очереди за жетонами выстраивались даже на улицах у станций метро, а работники метрополитена взяли в руки громкоговорители и призывали пассажиров покупать электронные проездные. Тогда стоимость разового проезда в метро и наземном транспорте выросла на два рубля, сейчас вырастет на 10.
Пассажиропоток метро который год подряд падает, субсидии и цены на проезд растут. Еще в конце октября ожидалось, что с января цены вырастут на два рубля – с 35 до 37 руб., а в наземном общественном транспорте – с 30 до 32. В метро, которое получает львиную долю субсидий, горожане спускаются все реже: падение пассажиропотока в 2016 году оказалось рекордным и составило 5 миллионов человек. Глава метрополитена Владимир Гарюгин предположил, что это связано с экономическим кризисом, из-за которого снизилась мобильность пассажиров.
Как менялась стоимость проезда в петербургском метрополитене
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко 2 ноября сообщил, что с 1 января 2017 года за жетон метро придется платить 45 руб., а за билет в наземном транспорте – 40. Сразу же уточнив, что скачок цен коснется только туристов и тех, кто редко пользуется общественным транспортом. Карточки и «Подорожник» тоже подорожают, но в пределах инфляции. Как и в прошлом году, город стоял перед выбором: потратить больше бюджетных денег на субсидии для транспортников или переложить нагрузку на пассажиров. Оказалось, что снабдить транспорт необходимой суммой власти не в состоянии – бюджет и так сверстали с рекордным для города дефицитом.
Еще до того как были озвучены цифры, Контрольно-счетная палата в очередной раз не увидела оснований для подорожания проезда. Дело в том, что Смольный который год подряд представляет финансовые планы ГУПов по форме пятилетней давности.
«Вместо требуемых в соответствии с законодательством, разработанных в установленном порядке проектов планов финансово-хозяйственной деятельности предприятий представлены финансовые планы ГУПов по форме, утратившей силу в 2011 году», – сказано в заключении КПС на законопроект о бюджете. «Мы из года в год говорим: обоснуйте этот рост, хотелось бы иметь какое-то подтверждение данных цифр», – призвал глава КПС Вадим Лопатников во время обсуждения бюджета.
«Иметь какое-то подтверждение» цифр хочется не только аудиторам. В 2015 году активисты движения «Открытая Россия» начали сбор подписей за заморозку тарифов. Авторы инициативы требовали проведения независимого аудита и общественных слушаний по вопросу формирования тарифов. «Повышение тарифов должно быть всерьез обосновано с предоставлением подтверждающих документов», – поясняли авторы инициативы. Обращение подписали более 23 тысяч петербуржцев. «Подобное резкое повышение стоимости проезда и, что не менее важно, размера субсидии говорит в первую очередь о полной деградации управленческого менеджмента общественного транспорта. Эти люди не способны или не желают оптимизировать работу вверенной им важнейшей сферы городской жизни», – заявил в разговоре с «Новой» один из авторов инициативы, сопредседатель петербургского отделения ПАРНАС Андрей Пивоваров. По словам Пивоварова, сбор подписей продолжится.
С инициативой проведения митинга против повышения тарифов выступили депутаты ЗакСа от «Партии роста». Администрация Петербурга согласовала мероприятие на 19 ноября.
Митинг против роста тарифов на проезд согласован: 19 ноября, суббота, Марсово поле, 13.00. Чем больше народа придет, тем вероятнее успех
— Оксана Дмитриева (@DmitrievaOksana) 10 ноября 2016 г.
Еще одно обращение, направленное Георгию Полтавченко, появилось 2 ноября. Петербуржец Слава Григ создал на сайте Change.org петицию с требованием оставить цены на проезд в общественном транспорте на прежнем уровне. «Товарищи всея правители, вы наши зарплаты видели вообще? Или мы должны питаться святым духом?» – интересуется автор. Решение Смольного Григ называет «настоящим преступлением против простых граждан всех социальных групп и обманом ожиданий избирателей, отдавших свой голос на прошедших выборах».
Свою систему оплаты проезда администрации Петербурга предложил фонд «Городские проекты». По мнению активистов, для повышения привлекательности общественного транспорта, а следовательно и увеличения прибыли с него нужно работать над связностью сети и предлагать горожанам гибкие варианты проездных.
Второе чтение закона о бюджете Петербурга на 2017 год состоится 23 ноября, третье – 30 ноября. У депутатов есть время для того, чтобы подготовить поправки. Полтавченко во время первого чтения напомнил парламентариям: «Поправки должны быть адресными и понятными, все должно быть прозрачно».