На камнях растут легенды
Друзья и почитатели режиссера Станислава Ростоцкого мечтают сделать дом-музей в его даче под Выборгом.
Карельские леса и озера стали родными, наверное, для каждого, кто посмотрел «А зори здесь тихие…». Станислав Ростоцкий сам влюбился в них и купил в Выборгском районе небольшой домик на берегу моря.
Идея устроить в домике в приграничном Высоцке музей Ростоцких существует уже лет десять, с тех пор как с разницей всего в год не стало Станислава Иосифовича и его сына Андрея, а затем и жены – Нины Меньшиковой.
«Станислав Ростоцкий был одним из основателей кинофестиваля «Окно в Европу», проходящего в Выборге, – писали председатели шести выборгских общественных организаций главе района. – Природа и красоты мест киносъемок в 1985 году его последней картины «И на камнях растут деревья» очень полюбились ему, и он проявил желание обосноваться в этом красивом северном крае России».
Станислав Ростоцкий (1922–2001)
Администрация Выборга и Ленинградской области помогла режиссеру, автору таких выдающихся картин, как «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове», «Герой нашего времени», «Белый Бим Черное ухо», «Эскадрон гусар летучих», купить небольшой участок на берегу Финского залива в приграничном городке Высоцке, на котором он построил домик площадью 50 метров. Помогали и местные жители, и военные моряки, и, конечно, сын Андрей. Последние 10–15 лет своей жизни Ростоцкий считал эту дачу своим родным домом.
Идейным вдохновителем создания музея долгое время был режиссер и продюсер Александр Поляков, давний друг Андрея и всей семьи Ростоцких. Его поддерживают и местные активисты, которые считают, что для этого есть все основания – и моральные, и этические.
«Надо было видеть, как принимал здесь гостей Станислав Иосифович, как вел разговор, – а в этом домике перебывала, наверное, вся кинематографическая элита страны, – рассказывает Александр Поляков. – Каждая беседа с ним была сама по себе как произведение искусства: весело, иронично, точно. Все местные знали и любили его – до сих пор помнят, где дача Ростоцких. Я неоднократно предлагал осуществить эту идею коллегам-кинематографистам и Марьяне Ростоцкой (вдова Андрея Ростоцкого. – Ред.). И если у первых встречал однозначную поддержку, то у последней – наоборот».
«Идея создания музея была давно, но поддержки она не встретила, за последние пять лет не было никаких подвижек, – сказала «Новой» Марьяна Альбертовна. – Сейчас дача в Высоцке продана».
Александр Поляков узнал о продаже летом 2016 года. До этого он надеялся, что архивы великого режиссера и его семьи Марьяна Ростовцева передаст государству и на их базе можно будет создавать музей. Но сложилось иначе. Марьяна Альбертовна, известный кинокритик и преподаватель ВГИКа, до сих пор приезжает на фестиваль «Окно в Европу», посещает школу в Высоцке, где есть музей Станислава Ростоцкого, но в домик на берегу она не заглядывала годами.
«Когда дачу продали, надежды и вовсе не осталось, – поясняет Поляков. – Я пробовал поговорить с новым собственником, понимания пока не встретил. Но мы заручились поддержкой администрации Высоцка, директор школы им. Ростоцкого в Высоцке – наш союзник, как и Елена Драпеко (депутат Госдумы, сыграла Лизу Бричкину в фильме «А зори здесь тихие…». – Ред.), будем просить Выборг выделить альтернативный участок для обмена с нынешними владельцами или всем миром собирать средства».
«Десять лет никому не нужно было, а когда дом продали – тут началось, – высказал свое мнение Андрей Валерьевич, новый владелец дачи. – Я буду здесь жить, и никакого музея делать не буду, и предложений рассматривать тоже».
По словам Полякова, на участке уже снесли гостевой домик, ведется новое строительство, а значит, и основной дом под угрозой.
«Мы надеялись, что Марьяна передаст дом, чтобы сохранить память о людях, в чьих делах понятие честь, долг, нравственность, мораль, любовь, благородство, преданность были не простыми словами – быть может, и нас сделает чуть-чуть лучше. Эту тему нужно поднять на обсуждение общественности, чтобы услышать мнение не только администрации».