Арены нет, а шоу уже началось
Скандал при строительстве стадиона «Зенит-Арена» на Крестовском острове достиг кульминации
8 июля вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин отрапортовал, что стадион построен на 85 процентов. Что само по себе событие – строительство «Зенит-Арены» началось в 2006 году, а должно было закончиться в 2009-м. Последний срок сдачи – декабрь 2016 года, открытие намечено на начало 2017 года. Сумма строительства за это время тоже «немного» подросла – с 6,9 до 40,7 млрд рублей.
В минувшую среду, 13 июля, более ста рабочих долгостроя перекрыли входы и выходы со стадиона, потребовав погасить перед ними задолженность по зарплате. Конфликт генподрядчика с субподрядчиками закончился приездом ОМОНа и чиновников Смольного. Впрочем, до финала еще далеко – по последним данным, Смольный расторг контракт с генподрядчиком.
Сколько можно ждать?
По словам участников забастовки, их протест адресован генеральному подрядчику «Зенит-Арены» – компании «Инжтрансстрой-СПб», которая уже несколько месяцев не платит по счетам. Те, в свою очередь, обвиняют в невыплатах заказчика – городскую администрацию. В клубке подрядных страстей разбиралась «Новая».
Забастовка на стройплощадке началась в шесть вечера 13 июля. В это время больше ста рабочих окружили автомобили представителей генподрядчика, не давая им покинуть территорию объекта. По их словам, на этот шаг они пошли после того, как субподрядные компании, сотрудниками которых они являются, получили очередной отказ от «Инжтрансстроя-СПб» принять выполненные работы.
«Все из разных городов – кто из Омска и Екатеринбурга, а кто из Армении и с Украины, – рассказал рабочий, попросивший не указывать его имени. – У всех семьи. Сколько можно ждать? Мы просим ведь только то, что мы заработали, ни больше ни меньше. Наша компания и так нас кормила несколько месяцев за свой счет».
Не получили ни рубля!
В забастовке участвовали рабочие компаний «ЭлПром» и «Леокам». Первая выиграла конкурс по комплексному благоустройству стадиона «Зенит-Арена», вторая – по строительству автомобильных подъездов и пешеходных зон, примыкающих к объекту.
По словам рабочих, два месяца субподрядчики рассчитывались с работниками за принятую работу из собственных средств. Потом деньги закончились, а работы генподрядчик принимать перестал. Начались невыплаты.
В комментарии «Новой» эту информацию подтвердил Евгений Ильин, заместитель генерального директора «Леокама». Он рассказал, что компания работает на объекте с апреля 2016 года и выполнила более 90% работ по контракту, предусматривавшему выделение 407 млн руб. на озеленение и благоустройство территории стадиона. Однако «Леокам» до сих пор не получил от генподрядчика ни рубля, уверяет Ильин. По его словам, платить «Инжтрансстрой-СПб» отказался, мотивировав тем, что работы не принимает заказчик – городская администрация.
«На акцию сотрудники компании вышли потому, что платить рабочим им больше нечем», – объясняет Ильин. Как сообщили «Новой» в руководстве компаний, «Леокаму» все же удалось выполнить обязательство перед сотрудниками – задолженностей перед рабочими нет, а «ЭлПром» этого сделать не смог. Зарплату за июнь ждут 139 человек, общая сумма долга перед ними составляет 1 млн 300 тысяч руб., который компания надеется ликвидировать к 24 июля. На днях руководство «ЭлПрома» уведомило правоохранительные органы о вынужденной невыплате. Откуда брать деньги, в компаниях не знают – единственное, что пока предложил «Инжтрансстрой-СПб», – принять часть работ на сумму, не превышающую 15 млн руб.
13 июля работники пытались получить ответ на денежный вопрос от генподрядчика прямо на стройплощадке, перекрыв выезд представителям «Инжтрансстроя», прибывшим на объект на иномарках.
Два часа подряд делегация генподрядчика, в состав которой входил куратор финансово-административного блока управляющей холдинговой компании «Трансстрой» Кирилл Поляков, тщетно пыталась выбраться со стройки, но рабочие в оранжевых спецовках настаивали на том, чтобы расставить точки над «и». Противостояние запечатлено на видео, которое сняли участники протеста.
Деньги не дает Смольный
«Мы с вами ничего не решим, – заявил Кирилл Поляков возмущенным рабочим. – Для того, чтобы что-то решить, мне нужно встретиться с вице-губернатором Игорем Албиным».
По словам рабочих, вице-губернатор на стройплощадке с инспекцией был совсем недавно – примерно месяц назад, но тогда претензии по задолженностям рабочие озвучивать не стали.
«Игорь Албин спрашивал, всем ли платят, кормят ли, все ли в порядке с формой, – рассказал «Новой» один из рабочих. – Наше начальство сказало отвечать, что все хорошо: и кормят, и деньги дают. Но это было не так».
Другой собеседник «Новой» из числа рабочих говорит, что ему начальство правильных ответов не подсказывало. Как бы то ни было, 13 июня субподрядчики пошли на «Инжтрансстрой» в открытую – рабочие организовали забастовку. По информации «Новой», на строительстве «Зенит-Арены» работает порядка 15 субподрядных компаний, и «Леокам» и «ЭлПром» – отнюдь не единственные, кто столкнулся с проблемой невыплат.
Когда представители «Инжтрансстроя-СПб» потеряли всякую надежду благополучно выбраться со стройплощадки, компания вызвала на стадион полицию и ОМОН. А вскоре к рабочим приехал и вице-губернатор. По итогам визита на стройплощадку Игорь Албин заявил, что «ситуацию спровоцировало бездействие генеральной подрядной организации», назвал инцидент исчерпанным и пообещал, что «люди обязательно получат заработанные деньги».
По итогам забастовки проверку сообщений о задержке зарплат 14 июля начала Городская прокуратура. Помимо прокурорских, с проверкой на объект 15 июля приедет комиссия Совета Федерации по подготовке и проведению чемпионата мира 2018 года. Ее председатель Вадим Тюльпанов пообещал встретиться с губернатором города Георгием Полтавченко и поговорить с ним об арене.
«Инжтрансстрой-СПб» разместил на официальном сайте, посвященном строительству «Зенит-Арены», заявление, в котором заявил, что в невыплатах денег рабочим виноват Смольный.
Позже, 13 июля, «Инжтрансстрой-СПб» заявил о приостановке работ по контракту, потому что «заказчик в лице администрации города делает все, чтобы сорвать сроки завершения проекта». А именно, перечисляет «Инжтрансстрой-СПб», якобы не оплатил ранее выполненные работы на сумму 1 миллиард рублей и изменил на 30% в июне 2016 года проектные решения, что «может внести существенные корректировки в срок сдачи стадиона». К слову, эти заявления поспешили опровергнуть в КБ высотных и подземных сооружений – компании, которая выполнила контракт по корректировке проектной документации строящегося стадиона. «На текущий контракт «Трансстроя» корректировка сметы не повлияет», – заявил замдиректор КБ Владимир Павлов.
«Инжтрансстрой-СПб» также высказывает версию, с чем связаны события 13 июля. «В последние две недели заказчиком активно муссируются идеи расторжения контрактов с генподрядчиком», – заявили в «Инжтрансстрое-СПб». Генподрядчик заявляет, что замена невозможна. Причина – жесткие сроки сдачи: на этапе готовности стадиона в 85% официально принятых работ при необходимости завершить строительство в течение 11 месяцев до старта Кубка конфедераций в июне 2017 года.
Пока же «Инжтрансстрой-СПб» обратился с открытым письмом к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой вмешаться с ситуацию. Начальник управления информации горадминистрации Андрей Кибитов заявил, что обращение в администрации изучают. «Информация, в нем изложенная, требует дополнительного изучения и проверки», – отметил он в комментарии Горзаказ.Орг.
Министр спорта РФ и глава РФС Виталий Мутко выразил надежду, что ситуация вокруг строительства стадиона «Зенит-Арена» в Петербурге завершится миром.
«Стадион сейчас готов на 85–86%, – заявил Мутко в комментарии «Р-Спорт». – Вы же не будете менять сейчас генподрядчика. Поэтому они просто обречены договориться. Строительство находится под контролем правительства и президента. Это обязательство нашей страны. Куда они денутся? Если там будут люди недоговороспособные, это будет разговор из другой области».
14 июля конфликт в вялотекущем формате продолжился и на стройплощадке. По словам рабочих, на следующий день после стихийной забастовки служба безопасности попыталась не пустить рабочих компаний «ЭлПром» и «Леокам» на объект. Решение охраны едва не обернулось новым протестом. Вечером 14 июля на объекте находился ОМОН.
15 июля генподрядчик получил уведомление от Смольного о расторжении контракта. Создан штаб по передаче объекта. Его возглавил глава комитета по строительству Сергей Морозов.
Алиса КУСТИКОВА, Сергей САТАНОВСКИЙ, Светлана ЗОБОВА