Романова повесили на духовную скрепу
Пиарить единороссов под видом городской социальной рекламы еще никому не приходило в голову
Правительство Петербурга помогло победителю думских праймериз «Единой России» и потенциальному кандидату в депутаты Госдумы от Петербурга Михаилу Романову избежать лишних трат на рекламу. В Смольном признали – щиты с портретом Романова, поздравляющего жителей города с 9 Мая, – социальная реклама.
Георгиевской ленточкой обвитый
Во Фрунзенском и Колпинском районах в начале мая 2016 года на рекламных щитах появился портрет гражданина Романова. Повесили его на территории юго-восточного округа № 217, от которого тот намерен баллотироваться как член «Единой России». Поздравление «Будем достойны Великой победы!» на фоне монумента Матери-Родины и аллеи Пискаревского кладбища украшает огромный портрет кандидата в Госдуму. Над обвитой георгиевской ленточкой гвоздикой выведено имя – Михаил Романов.
Такие плакаты разместили как минимум по 13 адресам в самых оживленных точках округа. В распоряжении редакции есть фотографии с номерами конструкций и их адресами.
Путь в Госдуму
Президент фонда «Северная столица» Михаил Романов 22 мая одержал победу в петербургских праймериз «Единой России», набрав 74,28% голосов. Теперь на съезде партии в июне 2016 года он будет выдвинут кандидатом в Госдуму.
С точки зрения Смольного, который неустанно печется о благонравии вверенных ему граждан, фонд «Северная столица» безупречен: он содействует развитию науки, духовности и культуры, реализует программу гражданско-патриотического воспитания детей-сирот. В партнерах проекта – командование Западного военного округа, движение «Народный фронт «За Россию» и петербургская митрополия РПЦ. Фонд восстанавливает храм Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове, который раньше принадлежал Министерству обороны. Теперь, чаяниями Романова, на базе храма создадут первый в России Духовный центр вооруженных сил и правоохранительных учреждений Санкт-Петербургской и Ладожской епархии.
Союз силовиков и духовенства – скрепа фонда. В марте «Северная столица» передала более 50 предметов церковной утвари – иконы, хоругви, распятие, походную чашу для крещения, церковное облачение, кадило, масло и ладан – в Сирию, на российскую базу «Хмеймим», где развернут полевой православный храм.
Близость Романова к Смольному не только духовная. В 2014 году политик был доверенным лицом кандидата в губернаторы Георгия Полтавченко.
Романов не скрывает, что уровень городского Заксобрания ему не интересен. В интервью порталу «Бездуховности» он признался: «Я вижу себя в федеральной политике, хочу решать проблемы города […] на федеральном уровне». Куда интереснее оказались рассуждения потенциального кандидата в Думу о том, что «административного ресурса […] у меня нет и приобретать его я не намерен». Дескать, для порядочного человека главное единомышленники и союзники среди жителей города. «Вот они-то мне и помогут выдвинуться и эффективно провести агитацию», – заявил Романов.
На деле вышло, что самые главные жители для кандидата – это обитатели Смольного. Как выяснила «Новая», решение разместить портреты под видом социальной рекламы – то есть за деньги налогоплательщиков – принимали городские чиновники.
Агитировать будут друзья
За наружную рекламу в Петербурге отвечает Городской центр размещения рекламы (СПб ГУП «ГЦРР»), который подведомствен Комитету по печати и взаимодействию со СМИ.
Городская социальная реклама – щиты с незамысловатыми баннерами, посвященными здоровому образу жизни и городским праздникам, – появляется благодаря тому, что рекламные агентства на безвозмездных условиях предоставляют процент своих площадей городу. Согласованиями с рекламными агентствами – где и сколько – занимается ГЦРР.
Если благотворительный фонд хочет, чтобы его призыв к горожанам жертвовать на доброе и вечное появился на «городских» местах, он должен обратиться в комиссию по социальной рекламе при ГЦРР. Раз в месяц чиновники решают, что, по их мнению, достойно появиться на улицах города. Заинтересованность заявителей понятна – фонды платят только за печать плакатов, аренда площадей безвозмездна.
О деятельности фонда Романова на щитах нет ни слова, нет даже упоминания «Северной столицы». Получается, что вместо продвижения в массы благотворительности кандидат в депутаты пропихнул себя любимого, а чиновники сделали вид, что этого не заметили.
Со щитом или на щите
«Новая» обзвонила рекламные компании, выяснив, кому принадлежат конструкции, на которых сияет лик Романова: девятью рекламными щитами шесть на три метра во Фрунзенском районе владеет рекламное агентство «Руан», четырьмя остановочными конструкциями в Колпино – «Волгобалт».
В «Волгобалте» нам сразу подтвердили, что портреты установлены по требованию ГЦРР. Менеджер «Руана» заявил, что реклама коммерческая и деньги за нее уплачены. Разрешить противоречие редакция попыталась у чиновников.
«Новая» запросила у ГЦРР список адресов, где размещена социальная реклама. Однако, как выяснилось, итоги работы комиссии ведомство не афиширует. На просьбу выслать список одобренных заявок представитель ведомства заявил: информация разглашению не подлежит. В ответе на запрос «Новой» руководитель ГЦРР Григорий Путинцев сообщил, что его структура «занимается только организационно-техническим обеспечением работы комиссии по социальной рекламе», поэтому список конструкций не выдаст – «вопрос не относится к компетенции ГЦРР».
Смольный – «нормально»
Сомнения «Новой» развеял председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев, который подтвердил, что портреты Романова – социальная реклама. «На комиссии мы одобрили проект, – заявил он. – По этому поводу есть разъяснение УФАС 2013 года: если социальная реклама не содержит в себе призывов или идентификации какой-то партии или предвыборной компании, никаких ограничений по законодательству нет».
Вопрос, не является ли публикация портретов конкретного кандидата в депутаты и участника в праймериз в предвыборный период под маркой социальной рекламы некорректной, поверг чиновника в недоумение. «Нет, абсолютно меня это не смущает, – пояснил позицию Сергей Серезлеев. – Если бы смущало, решение комиссии было бы другое. Так как оно находится в правовом поле – нормально».
«Все по закону, – заявил чиновник. – Фонд «Северная столица» проводит много благотворительных мероприятий для города, и еще полгода назад комиссия ГЦРР приняла решение поддержать проекты фонда, предоставив ему несколько щитов в Колпино, общее число которых не повышает 5% от всей развески Романова. В Колпино свободных мест для коммерческого размещения нет, как нет сейчас предвыборной кампании. Выборы не объявлены, сам Романов не имеет статуса кандидата, а его плакаты не содержат признаков политрекламы: нет логотипа «Единой России», названия партии, призыва идти на праймериз – просто поздравление с Днем Победы и Днем города».
«Здесь нет политики, выборы еще не объявлены»
Потенциальный кандидат и победитель праймериз Михаил Романов подтвердил «Новой»: его портреты действительно размещались в городе на правах социальной рекламы. Правда, по его утверждению, касается это не всех рекламных конструкций, а лишь остановочных лайтпостеров в Колпинском районе. Речь идет как минимум о четырех адресах – угол Танкистов и ул. Ленина; Бульвар Свободы; Пролетарская ул., 60; ул. Ленина, 14.
Романов считает вполне корректным размещаться на правах социальной рекламы. «Реклама не носит политического характера: нет ни упоминания партии, ни каких-то лозунгов, – заявил он. – Есть просто поздравление с 9 Мая, с Днем Великой Победы, а наш фонд в городе работает уже не первый год».
По словам Романова, поскольку фонд занимается благотворительностью, то ему как руководителю как раз по статусу и поздравлять горожан с праздниками. Тут, правда, есть неувязка: если Романов на плакатах предстает как руководитель фонда, почему на щитах это не обозначено?
На вопрос «Новой», как бы Романов отнесся к появлению на щитах своих политических оппонентов, тот ответил, что плакаты не относятся к выборам, их повесили, чтобы продвигать инициативы фонда. Пока президент РФ не подписал указ о проведении выборов, он еще даже не кандидат.
Если выборы тут ни при чем, то почему бы не развесить по городу портреты руководителей других городских благотворительных фондов? На это Романов ответил: решение поддержать заявку и повесить его плакаты принимал Смольный. «Это их (Смольного. – Ред.) решение, это нормально. Если есть пустые площади… остановки пустые стоят. Разместить рекламу стоит денег – мы заплатили за печать. За каждый щит у нас оплачено!»
Романов с гордостью подчеркнул, что изготовление плакатов и техническое размещение его фонд оплатил – хотя, если задуматься, что странного в том, что политик платит за печать своих портретов?
«Новая» поинтересовалась, сколько еще баннеров Романова согласовал Смольный, но политик не смог с ходу назвать точную цифру, пообещав сделать это на следующей неделе, после того как редакция напишет запрос. Интервью для этого, видимо, недостаточно. По уверениям Романова, под маркой социальной рекламы проходит только 5% портретов с его изображением. Если верить заявлению политика, что сейчас город украшает 200 баннеров с его ликом, то получается, что халявных конструкций около десяти.
Это вам не «Розовый кролик»
Что касается восьми шестиметровых щитов, принадлежащих «компании Руан», то их, уверяет Романов, фонд «Северная столица» разместил на коммерческой основе. Ну или слегка коммерческой, потому что, как намекнул политик, ему сделали хорошую скидку. Опять же, потому что фонд благотворительный. «Одно дело реклама из серии «Розовый кролик» (сеть магазинов укрепления семьи. – Ред.), другое – благотворительность», – объяснил он.
Мы попросили предоставить договоры с компанией, подтверждающие оплату. Политик пообещал, что постарается – сам-то он не против, но едва ли «Руан» готов озвучить цифры: «Договора носят коммерческую тайну, сейчас рекламный рынок просел, поэтому они делают большую скидку. Если они дадут согласие, мы готовы предоставить копию договора».
Интересный получается «рынок» – одна компания размещает плакат по такому прайсу, что даже назвать его стесняется, а вторая и вовсе делает это бесплатно, по договоренности со Смольным?
По информации «Новой», стоимость аренды 13 конструкций составляет как минимум 430 тысяч рублей. По расценкам, озвученным «Руаном», стоимость размещения на шестиметровых баннерах по указанным адресам колеблется от 43 до 53 тысяч рублей в месяц. Что касается автобусных постеров, то попасть на них можно за 8,8 тыс. руб. Получается, на этом пункте Михаил Романов уже точно сэкономил. И возможно, продолжает экономить – на днях портреты обновились. На этот раз Романов поздравляет горожан с Днем города.