Замечания на полях
Арт-проект "ПедАртУдар" дал возможность высказаться школьным учителям. Группа "Родина" представила размышления педагогов о политике и войне.
"Сейчас школа сталкивается с теми же проблемами, что и все наше общество", – рассказывает участница арт-группы "Родина" Дарья Апахонич.
Экспонаты о трудностях учительской жизни создали учителя из России, Казахстана и с Украины. Графика, живопись, фильмы – участники работают во всех техниках.
Актуальные для преподавателей темы вышли далеко за рамки школьной программы – война, религия, коммерция, отношения с властью – все "неуместные" в школе темы удалось затронуть на выставке.
"Новая" попросила участников рассказать о своих объектах.
Проект Максима Евстропова показывает связь войны и педагогики. Автор уверен, что в войне всегда есть детскость, инфантильность. Дети, которые поверили, что война – это игра, пытаются, как баллы в онлайн-стрелялках, заработать лайки под фотографиями с трупами.
Образование могло бы положить конец войне, но, по мнению Максима, лишь является подготовительным этапом. "Да, это все о войне, – говорит художник. – Нас приучают к ее присутствию – по большей части, конечно, периферийному, но всегда готовому разразиться и здесь".
В инсталляции "Световое шитье" Янина Черных задумалась о том потоке людей и информации, который она видит каждый день. Во время мастер-класса по лайт-графити художница две недели объясняла, как рисовать с помощью лучей. Бесконечно повторяя одно и то же, она поняла, что теряет ход времени и уже не различает лица людей.
"Я начала снимать портреты, чтобы придать бесконечным повторяющимся действиям какой-то смысл, – делится Янина. – И в преподавании это очень важно: открывать для кого-то новый смысл, при этом сохраняя свой".
Елена Панкратова изобразила пункты статьей Закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" с помощью графических рисунков. "Рисунки становятся субъективным потоком ассоциаций к отдельным словам и выражениям закона, которые в совокупности вводят меня в состояние тоски и отупения", – объясняет автор. Изначально невизуальный материал теряет точность и однозначность, перестает быть руководством к действию. Автор стремится передать трагизм и юмор образовательного процесса, сочетая реальность и мифологию, обрывочные цитаты и изображения.
Наташа Романова пытается осмыслить логику нововведний в школах. "Докажи, что ты не педофил" – ситуация, в которой оказываются все преподаватели-мужчины. Теперь учителя обязаны предоставить справку об отсутствии судимости, особенно за преступление против малолетних. Особенно инициативные директор и завуч одной из школ в Петербурге придумали свою схему по выявлению педофилов. Соискатели на должность педагога должны пройти "экзамен" на педофила – просмотреть фотографии обнаженных детей.
Вдохновением для другого проекта Наташи послужила инициатива к проверке учеников. "Тест на склонность к суициду" – работа из цикла "Предпоследний звонок". С подачи депутата Милонова в школах могут ввести обязательную проверку суицидальных наклонностей. Дирекция одной из школ оценила идею и уже пытается понять склонность детей. Требований к тесту пока нет, поэтому надо проявить педагогическую смекалку. Выход нашелся: смотрят, залезут ли ученики в петлю.
Фотографии Елены Лукьяновой