Другие берега, ламинатом покрытые…
Интерьеры здания, известного всему миру как дом Владимира Набокова, могут вскоре превратиться в провинциальный дом культуры
Если войти в подъезд дома 47 на Большой Морской, то первая дверь направо пригласит вас в действующий Музей Набокова, который сейчас находится в ведении Санкт-Петербургского Государственного университета. На площадке сидит вахтер, но любой желающий может подняться на пару этажей выше и посмотреть, как уложен ламинат в только что отремонтированных помещениях, как блестят дешевые, под бронзу, ручки дверей в здании, входящем в федеральный реестр памятников культурного наследия.
Никакой "отделки в характере модерна", о которой написано в техзадании КГИОП, выданном 3 августа 2013 года, не видно, деревянные филенчатые панели скрылись под слоем штукатурки.
Почти пять лет назад два верхних этажа и полуподвал этого дома были переданы Детской школе искусств им. Бортнянского, которая находится на Обводном канале. До этого здесь много лет располагалась редакция газеты "Невское время". Школа получила средства на ремонт и реставрацию, КГИОП согласовал все работы, и вот уже третий этаж сверкает свежеокрашенными стенами. Как уверяла корреспондента "Новой" директор школы искусств Светлана Семенова, и работы, и использованные строителями материалы были согласованы с надзорными органами.
"Все работы постоянно контролировал КГИОП, его специалисты подписывали акты приема работ, – говорит Светлана Юрьевна. – На третьем этаже и сохранять нечего было, там практически ничего не осталось исторического. Но все, что можно было сохранить, сохранили, никакого стеклопластика, все деревянные рамы на месте, даже обгорелую дверь после пожара в "Невском времени" восстановили".
По словам директора, к работам на втором этаже, которые намечены на следующий год, подход будет совсем другой, там начнется реставрация. Но будет ли это действительно реставрация, а не очередные штукатурно-покрасочные работы, которые окончательно уничтожат историческую атмосферу дома?
"Школу искусств – при всем моем уважении к школам вообще и к этой в частности – можно организовать в любом другом помещении, – считает Всеволод Багно, директор Пушкинского Дома. – Но этот дом – литературный для всего мира, сюда идут к Набокову. Здесь можно создать Музей литературного Петербурга. Пушкинский Дом готов предоставить для этого свои фонды, своих специалистов. Мы уже говорили об этом с вице-губернатором по культуре – здесь может появиться такая литературно-музейная площадка, которой нет сейчас в Петербурге. Кстати, Пушкинский Дом мог бы вместе с нынешним Музеем Набокова проконтролировать и процесс реставрации исторических помещений, сохранность которых вызывает серьезные опасения".
Опасения эти, безусловно, обоснованны: если к небольшим, не требующим особых затрат, мастерства и просто времени историческим элементам на третьем этаже строители отнеслись, мягко говоря, небрежно, а КГИОП все подписал – где гарантия, что сохранятся исторические помещения второго этажа? А ведь там находится знаменитый кабинет отца будущего писателя (в который директор детской школы искусств уже планирует переезд), "будуар Набоковой" с множеством сохранившихся деталей декора.
Кстати, ретивые строители еще в прошлом году, проводя ремонтные работы на третьем этаже, залили музейные помещения на первом этаже кипятком, и КГИОП до сих пор ничего не предпринял для ликвидации последствий подписанной им "реставрации".
К тому же, как стало вчера известно "Новой", представители Школы искусств забрали у действующих вахтеров ключи от своих помещений на 2-м и 3-м этажах, и если сейчас там снова прорвет трубы, аварийные службы не смогут попасть в охраняемое государством помещение.